AMP18+

Челябинск

/

«А судьи кто?!» Литературные аллюзии на морализаторские амбиции олигарха Аристова

История о том, как долларовый миллиардер решил судиться с мастером трубопрокатного завода, превращается в фарс не по дням – по часам.

Жалко Гоголь умер – то-то бы пьесу-поэму сочинил! Отдельную – про тех, кто сочиняет спичи «маркизу Карабасу» Южного Урала. Собственно, моя реплика почти об этом.

Заверяю вас, как человек ни один раз беседовавший с олигархом: Алекс Аристов не разговаривает сложными предложениями. Только простыми, чтобы не сказать примитивными: три – четыре слова. Если шесть, значит два – частицы или предлоги. Иногда его «лаконизмы» ёмкие, например: «в нашей стране рулит только Путин». Чаще, изрядно корявые.

Поэтому все, кто более – менее в курсе речевых особенностей этого капиталиста, животики надорвали, читая последние новости о том, почему, простив Кантемирова, Аристов, образно говоря, его не простил: «Это же преступник, вооруженный автомобилем, и он до сих пор не осознает, что случилось – он даже не извинился. Хорошо, что все живы остались. Но материальную и юридическую ответственность он должен понести – он развелся с женой, платит алименты, около восьми тысяч рублей, своей дочери, но этого мало. Мы хотим открыть счет и перечислять деньги его дочери», – заявил бизнесмен» (источник – РИА «Новости»).

Александр Аристов не смог бы так изъясниться, даже если бы в награду за лингвоусердие вы предложили бы ему новехонький роллс-ройс или какой раритет-роллс-ройс Эдуарда VIII, майбах Гиммлера (таинственно исчезнувший из гаража киностудии Довженко в 1989), Rolls-Royce Phantom I Sports Torpedo Tourer Barker 1925, заказанный махараджей Джодхпура…

Какой «набоков-гумилев» так усердствует для босса, выяснить не трудно, но стоит ли?!

Важно другое, что неартикулированный Аристов соглашается быть марионеткой в руках скверных идеологов уже не первый раз. Раньше им рулил Косилов. Не исключено, что и сей перл – работа мозга именно этого персонажа.

А далее – переходим от изучения формы к постижению содержания обличительно- воспитательной реплики олигарха – просто пугают алогизмы спикера (кто бы ни выступал суфлером Михалыча).

Да какое общественности дело, куда Аристов потратит деньги, вырученные Кантемировым за собственную почку?! Не дай бог, конечно, что человек продаст басурманам этот орган (у нас-то по закону это запрещено).

И, кстати, а с какой стати возмущенная общественность и озабоченная партия власти должны верить Аристову?! Ему уже один раз поверили, когда он на камеру «по-человечески» простил виновника ДТП. А он обманул: по факту, а не на словах и рукопожатиях принадлежащая ему структура просит суд удовлетворить иск в пять, теперь вот в три миллиона с хвостиком к работяге. Более того, таки убоявшись всестороннего осуждения, Аристов в оправдание свое алчности не побоялся выступить в роли морального, так сказать, арбитра: мол, мало платит дочке мастер ЧТПЗ – алиментщик нехороший…

А где гарантии, что и эти словесные галоши Аристов, после решения суда, в очередной раз не переменит на лаковые штиблеты и отдаст эти миллионы не дочери Кантемирова, а своей личной дочуре?!

Как там, у РИА «Новости»: «Он уточнил, что сможет перечислять деньги после того, когда суд вынесет решение и оно вступит в законную силу. При этом Аристов не против, чтобы деньгами распоряжалась бывшая жена Кантемирова, которая «тоже пострадала от его морального облика».

Вот знаете, любой приличный олигарх выпорол бы, а потом уволил сотрудника, посоветовавшего ему эту фразу выпустить в публичное пространство.

Поскольку она не только глупа и немотивированно напыщенна. Она опасна. Ибо Александр Михайлович (и только младенцы Южного Урала этого не знают) довольно длительное время провел в тюрьме. И не как советский диссидент, т. е. «узник совести». А как банальный экономический преступник.

И потому, как говаривал один персонаж симпатичного отечественного фильма: «ваши претензии быть моралистом невыносимы!»

А это библейское, из евангелия от Матфея (олигарх, кажется, жертвует на новый челябинский кафедральный собор – надеюсь, деньги от мастера не в ту копилку падут): «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

Или как лаконично, но в отличие от олигарха, гениально возмутился поэт: «А судьи кто?!»

Что же касается финансовых аппетитов, и связанной с их удовлетворением деградации личности…

Есть произведение у английского классика Чарльза Диккенса «Рождественская песнь» с примечательным персонажем Эбенезером Скруджем – самым главным скупердяем мировой литературы, близнецом «нашего» Плюшкина.

Правда, у моралиста и оптимиста Диккенса алчный эгоист Скрудж себя таки перевоспитывает (не без волшебного вмешательства, конечно). И мерзкий скряга, в конце концов, становится вполне приличным англичанином – раздает ВСЕ свои деньги бедным…

Боюсь, что конец нашей южноуральской истории уже написан. Гоголем в «Мертвых душах»: «…на полке есть сухарь из кулича… пусть подадут его к чаю... Сухарь-то сверху, чай, испортился, так пусть Мавра поскоблит его ножом, да крох не бросает, а снесет в курятник. Ну, иди, дурачина»…

P.S. Между прочим, у истории с доведением дела о столкновении ВАЗа с Роллс-Ройсом до суда есть только один элегантный для олигарха этический выход. Суд приговаривает виновника ДТП к выплате многомиллионного (а для мастера ЧТПЗ и миллион – уже много) долга. И тут с «гостевой» скамьи зала заседаний встает простивший его по-человечески, но верящий в букву закона магнат и достает «из широких штанин» и от душевной широты чековую книжку и выписывает работяге чек на всю долговую сумму.

Все остальные пути – смехотворны, противны, неуместны, чреваты.

Челябинск, Марина Краенко

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Челябинск, Урал, Авторская колонка, Общество, Россия, Скандалы и происшествия,