«Стратегия мягкой диверсификации»: малый и средний бизнес должны помочь Южному Уралу снизить зависимость от металлургии
Ставка на малый и средний бизнес может избавить Челябинскую область от чрезмерной зависимости от металлургической отрасли.
Как сообщили NDNews.ru в пресс-службе регионального правительства, Челябинская область вошла в пятерку регионов-лидеров по реализации стандарта развития конкуренции в 2015 году. Такие результаты озвучили Аналитический центр при правительстве РФ и Агентство стратегических инициатив по результатам анализа проделанной работы в прошлом году
Регион набрал более 75% баллов. Вместе с Южным Уралом в лидеры вышли Воронежская, Нижегородская области, Хабаровский край и Республика Бурятия.
При оценке работы регионов учитывалось наличие в субъекте Федерации уполномоченного органа по внедрению стандарта. В Челябинской области им является министерство экономического развития. Также оценивались мероприятия по изучению стандарта, результаты мониторинга состояния конкурентной среды, достижение целевых показателей по содействию развития конкуренции, установленных региональными «дорожными картами».
В документе, подготовленном авторами анализа, отмечается позитивная практика Челябинской области в части проведения опросов, в рамках которых выявлялись мнения предпринимательского сообщества в отношении потенциальных направлений деятельности органов власти для содействия реализации конкуренции. Также подчеркивается ответственное отношение региональных властей к обращениям юридических и физических лиц в контрольно-надзорные органы. Анализ жалоб и обращений осуществлялся в разрезе отдельных рынков и сфер экономической деятельности.
«В рамках внедрения стандарта в Челябинской области в течение 2015 года были разработаны все необходимые документы, регламентирующие деятельность уполномоченного и коллегиального органа, утвержден перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции», – отметил министр экономического развития региона Сергей Смольников.
Напомним, с 2015 года во всех регионах России внедряется стандарт развития конкуренции. Результаты работы в этом направлении входят в комплексную оценку деятельности глав субъектов РФ. В текущем году анализ этого направления деятельности проводился впервые.
Основные задачи стандарта развития конкуренции – выявление точек роста экономики, создание условий для здоровой конкуренции, снижение административных барьеров и давления со стороны доминирующих участников рынка, стимулирование инноваций и сокращение госсектора в экономике.
Развитие конкуренции должно расширить возможности малого и среднего бизнеса, поддержке которого правительство Челябинской области уделяет значительное внимание. Именно средние и малые компании призваны найти возможности для диверсификации экономики региона, ориентация которого преимущественно на металлургию и ОПК крайне осложнила социально-экономическую обстановку в условиях кризиса, начавшегося в 2014 году.
Итоги 2015 года продемонстрировали, что экономическая ситуация остается напряженной. Так, объем валового регионального продукта снизился на 5%. Индекс производства уменьшился на 2% по сравнению с 2014 годом. Снижение реальных доходов населения привело к падению розничного оборота на 17%.
Объем инвестиций в основной капитал за 2015 год составил 212,8 миллиарда рублей, что составило лишь 81,9% к 2014 году в сопоставимых ценах. Основным источником финансирования инвестиций являлись собственные средства предприятия (51,2%). Среди привлеченных инвестиций на первом месте были бюджетные средства (15,9%). Далее следовали кредиты банков (8%), средства вышестоящей организации (3,6%), заемные средства других организаций (3,2%), средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства (3,1%) и другие.
Наибольший объем инвестиций направлен в производство, передачу и распределение электроэнергии (23,5%), транспорт и связь (12,5%), добычу полезных ископаемых (9,9%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (9,7%), операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (9%), производство машин и оборудования (5,4%), сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (3,9%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (2,0%), производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (2,0%).
Статистические данные по первым пяти месяцам 2016 года свидетельствуют, что рецессия в экономике региона еще не преодолена. Так, объем промышленного производства снизился на 5%. В металлургии выпуск продукции упал на 7,5%. Ввод жилья сократился на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Отрасль машиностроения просела на 13,5%, добыча полезных ископаемых потеряла 0,8%. Снижение реальной заработной платы на 2% продолжает негативно сказываться на оборотах розничной торговли, потерявшей за 2016 год 11%.
Объем инвестиций в основной капитал сократился на 9%. В министерстве экономического развития Челябинской области продолжающееся сокращение связывают не только с кризисными явлениями, но и с завершением крупных инвестпроектов в предыдущие годы. «От крупных предприятий серьезных инвестиций ожидать не стоит, – отмечает Сергей Смольников. – Нужно понимать, что проектов, подобных стану-5000 на ММК или «Высоте 239» на ЧТПЗ мы в ближайшее время не увидим». Именно поэтому, продолжая поддерживать крупный бизнес (через институт специнвестконтрактов, предоставление льгот по налогу на имущество при реализации инвестиционных проектов, а также лоббирование интересов южноуральских компаний в Фонде развития промышленности), акцент власти региона намерены сделать на помощи малому и среднему бизнесу. «Мы видим будущее Челябинской области в развитии производства, но производства среднего», – подчеркивает Сергей Смольников.
Внимание областных властей к малому и среднему бизнесу опирается и на статистические показатели: именно отрасли, где роль крупных предприятий невелика, демонстрируют рост даже в условиях нынешнего экономического кризиса. Таково сельское хозяйство – единственная сфера, демонстрирующая регулярный рост в последние годы. В январе-мае 2016 года производство сельскохозяйственной продукции выросло на 6% к аналогичному периоду прошлого года. Однако рост отмечается не только в АПК. Так, объем производства транспорта и оборудования вырос за пять месяцев 2016-го на 27%, производство обуви и изделий из кожи увеличилось на 12,5%.
Развитие малого и среднего бизнеса, а особенно – среднего производства должны способствовать диверсификации экономики Челябинской области. «Нам необходимо реализовать стратегию мягкой диверсификации, – подчеркивает министр экономического развития региона. – Она означает, что, с одной стороны, мы будем поддерживать традиционные отрасли, с другой – создавать новые».
Разделяет эту позицию и губернатор Челябинской области Борис Дубровский. Сегодня на узкую специализацию в своем развитии имеют право только те территории, которые работают в сырьевом или рекреационном секторе, отмечает глава региона. Все остальные субъекты обязаны заниматься комплексным развитием своих территорий. И помочь им в этом должны новые кадры. Помочь сформировать их должен региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, первым шагом к внедрению которого в Челябинской области стало подписание соглашения между южноуральским правительством, Агентством стратегических инициатив и Агентством «WorldSkills Россия». «Я уверен, что экономика региона вместе со всей Россией преодолеет текущий период, и новая волна развития потребует значительного увеличения инженерных и рабочих кадров, – подчеркивает Борис Дубровский. – Это пока понимают не все промышленники, но большинство на нашей стороне, и мы привлечем их к реализации данного соглашения. Мы делаем это все больше для людей, чем для развития бизнеса».
Другой составляющей процесса подготовки кадров для экономики региона станет внедрение на территории Южного Урала национальной системы профессиональных квалификаций. Напомним, в скором времени у работников появится возможность подтвердить свою персональную квалификацию в независимых центрах квалификаций. Система оценки будет вертикально интегрирована – от Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям до конкретных экзаменационных площадок. Консультационную и методическую работу будут осуществлять на федеральном уровне – Национальное агентство развития квалификаций и отраслевые Советы по профессиональным квалификациям. В регионах эту работу будут вести координационные органы и региональные методические центры.
На Южном Урале такие структуры уже определены. Координацию деятельности взял на себя областной Совет по кадровой политике при региональном правительстве, возглавляемый первым вице-губернатором Евгением Рединым.
«Главная цель новой системы – способствовать увеличению эффективности российской экономики за счет повышения производительности труда. Сейчас наша основная задача встроить элементы Национальной системы профессиональных квалификаций на региональном уровне, создать практическое взаимодействие между Национальным советом, региональными методическими центрами и далее – работодателями, профсоюзами и работниками. Мы должны добиться того, чтобы квалификации работников соответствовали профстандартам, тем самым мы изменим нынешнюю ситуацию, когда работодатели вынуждены «доучивать» за свой счет дипломированных специалистов», – дает пояснения заместитель генерального директора Национального агентства Мария Юргелас.
Челябинская область станет «пилотным» регионом по внедрению этой системы. Власти Южного Урала рассчитывают, что произойдет это уже в следующем году.
Челябинск, Виктор Елисеев
© 2016, РИА «Новый День»