AMP18+

Челябинск

/

Беда, коль пироги начнет печи сапожник… Что сказал премьер Авторская колонка Веры Владимировой

Вот дедушка Крылов был все-таки гений. А эту его «крылатость» из «Щуки и кота» вспомнила, когда смотрела запись трансляции отечественного молодежного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме», точнее ответ российского премьера «простому гражданину» – университетскому преподавателю из Махачкалы. Этот наивный ппс заметил, что считает неким нездоровым дисбалансом, что «молодые учителя и преподаватели получают зарплату 10-15 тысяч, а силовые структуры и полиция – 50 и выше» и далее дословно: «Я считаю, наша задача не менее важная и ответственная». На что премьер большого евразийского государства – человек с высшим образованием и академической степенью, посоветовал «коллегам» стараться заработать еще больше, как-то извращенно намекнув, что во многих местах можно обогатиться много быстрее, чем в школах и вузах.

Мои приятели – из разряда все- того же профессорско-преподавательского состава российских университетов – сочли это высказывание столь высокого должностного лица скабрёзностью. Кроме того, полагают, что премьер, в молодости «баловавшийся» служением на ниве просвещения , вообще не в курсе нынешней послереформенной ситуации – что в школе, что в высшем образовании. Более того, они сочли, что зарплата в 10-15 тысяч для молодого ученого или препода – это большая удача, дескать, не действует ли на Северном Кавказе какой хитрый «региональный» коэффициент?! Мол, в челябинских вузах, например, без наличия 900 так называемых «горловых часов» – собственно занятий, что должен «отчитать», провести преподаватель вуза, – и кандидат 15тысяч не заработает. А за эти сумасшедшие – по количеству, разумеется,– часы вообще идет драка – завкафе их давно уже по «своим» делят.

Впрочем, даже если преподаватель и отведет такое количество часов, то говорить о его научной работе или полноценном участии в академических конференциях вообще на приходится – нет у него на то ни времени, ни интеллектуальных сил, ни физических. Ни у молодого, ни у «стажиста». А это непременное условие – наличие новых трудов: статей, монографий, индекс Хирша для российских ученых никто не отменял – его и ввели не так давно.

Аналогичная ситуация с дисбалансом часы – деньги и в среднем образовании. Кроме того, и школьные учителя, и профессура полагают, что руководитель правительства некорректно сравнил условия своей личной преподавательской деятельности в советские времена и нынешние – забюрократизированный коммерческий конвейер.

А теперь дословно, что сказал премьер на форуме со столь странным и ничего не значащим, по большому счету, названием. Вот любят у нас этот заимствованный, кстати, у буржуев – антисоветчиков термин. Что ни попадя ограждают как территорию: «территория любви, заблуждений, смыслов, сумрака и пр.» Впрочем, как мне пояснил один эрудированный знакомый, таким образом, современные пропагандисты пытаются избежать употребления термина « зона» – мол, в трудах по изучению сталинского периода, да и эпохи застоя, контекст для национального сознания у этого слова однозначный. Ну, ладно, территория так территория.

Вот, кстати, почему бы не начать формировать не бессмысленные территории смыслов, а хотя бы одну – пилотную, скажем, организовать в зоне Кремля – «территорию здравомыслия», опыт которой потом в обязательном порядке распространить на всю РФ?! Но это так – «мечты, мечты, где ваша сладость…», как там заканчивается у Александр Сергеича: «Пускай умру непробужденный». В записи прямой трансляции, которая велась каналом RT, ответ премьера на вопрос дагестанского преподавателя начинается с 50-й минуты.

Премьер-министр дважды вспомнил о собственном опыте аспиранта и преподавателя римского и гражданского права на юридическом факультете Ленинградского университета. Не забыл уточнить, что в 1988 году, когда он, будучи аспирантом, начал преподавать, разрыв в зарплатах сотрудника МВД и преподавателя был такой же существенный: «Я, когда закончил университет, был молодым преподавателем, получал 90 рублей, а лейтенант милиции получал 250. Так и было. И труд милиции, полиции тоже сложный, опасный, в Дагестане в особенности, поэтому не нужно сравнивать это. Вопрос в том, что ты в жизни выбираешь. Я тоже, когда заканчивал университет, у меня была альтернатива: можно было пойти в аспирантуру на небольшую стипендию совсем, а можно было – меня приглашали, я, в общем, неплохо учился – сразу пойти в прокуратуру или в ту же самую систему МВД, и там сразу платили эти 250 рублей. Это были приличные деньги, кто постарше, тот знает, причем это было первое звание, потом это можно было по звездочкам это наращивать. Но я выбрал аспирантуру, потому что считал, что для меня это важнее... Каждый человек в жизни выбирает то, что ему важно. Это первое. Второе. Я абсолютно уверен, что современный энергичный преподаватель способен не только получать ту заработную плату, которая ему положена по должностному расписанию, но и, ну, как-то, так сказать, еще что-то заработать. Во всяком случае, я, когда был молодым преподавателем на факультете, я просто много лекций читал, семинаров вел, и, в общем и целом мне удавалось сводить концы с концами», – конец цитаты. И тут я воочию представила, как учитель ОБЖ в свободное от уроков и педсоветов время подрабатывает киллером, учитель рисования, к примеру, на Арбате, Невском или Кировке за кэш рисует карикатуры на тут же прогуливающихся учеников и их родителей ( или продает собственноручные порно-наброски), учитель музыки по вечерам «лабает» в ресторане или жалобно выводит «Жаворонка» в переходе; химик – замешивает – «бузинесмен»! – «легкие» наркотики на лабораторной спиртовке; биолог высаживает цветы под окнами мэрии; русичка торгует книжками на развале; физрук – ночной охранник на заводе; математик подрабатывает бухгалтером... Не нашлось только приработка для географа. Только и остается бедолаге, что воспользоваться классическим методом «Географ глобус пропил»...

По той же простенькой схеме от премьера, профессор – теплофизик легко может починять телевизоры, гидролог – подрабатывать сантехником, патологоанатом – «шабашить» в крематории и т.д., и т. п. Боже, почему никто не объяснил главному «Медведеву» страны, что учитель, преподаватель должен быть этическим авторитетом для учеников и студентов, а это предусматривает определенную поведенческую модель, включающую в себя неизменную представительскую функцию и определенную дистанцию. И именно поэтому, историк, на уроке рассказывающий воспитанникам о нравственных императивах, что двигали, к примеру Петром Петровичем Шмидтом, не должен вечером подавать пиво в баре... Может. Или даже будет вынужден с таким-то жалким жалованьем. НО НЕ ДОЛЖЕН!!!

Москва, Вера Владимирова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Челябинск, Урал, Центр России, Видеорепортаж, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия,