AMP18+

Челябинск

/

Эволюция непознанного. Спецпроект NDNews «Философия по пятницам»

Принцип объяснения возникновения жизни на Земле прост и понятен – жизнь возникает там, где появляются условия для неё. Так же, как, например, вода превращается в лёд или пар, когда возникают соответствующие условия.

Существует гипотеза, что жизнь занесена на Землю с других планет, например, с Марса. Крупный космический объект столкнулся с планетой, раскололся от удара на части, некоторые из них улетели обратно в космос, но уже с живыми организмами «на борту», и, в конце концов, попали к нам. Интересный ход, но эта гипотеза не решает вопроса возникновения жизни: остаётся неизвестным, как она образовалась там – на другой планете. И эта гипотеза не учитывает того, что недостаточно, чтобы живые организмы попали на планету: необходимо, чтобы на ней были условия, в которых жизнь возможна. Ну а если такие условия существуют, то предполагать, что жизнь возникла в другом месте, уже незачем. Вышеуказанный принцип вполне достаточен для объяснения.

Но из него, конечно, не следует, что сам процесс тоже прост. Наоборот, он фантастически сложен, он состоит из огромного количества элементов, шагов и ступеней – настолько огромного, что, несмотря на все достижения современной науки и её стремительное движение вперёд, учёные ещё долго будут во всём этом разбираться.

Пока что в этом вопросе – сплошной тёмный лес и белые пятна. Но отсюда и интерес: незнание порождает желание узнать. Про тех же динозавров – интересно. Про упавший на Землю астероид (хотя биологи говорят, что это неправда – что динозавры погибли из-за него: они вымерли естественным путём). Ну и вообще, в истории жизни много всякого, привлекающего внимание и вызывающего на размышления.

Например, вот такое соображение – понятное, если разобраться, но неочевидное, если не присматриваться. Неизвестно точно, как именно, но когда-то в прошлом жизнь всё-таки возникла. Затем она развивалась – долго, мучительно и сложно, пока не доразвивалась до нас (хотя и с нами не всё просто – скорей, наоборот). И каждый из нас сейчас – вершина этого долгого пути – и даже не в смысле наилучший образец живого организма, а просто последнее звено в цепочке.

И от каждого из нас до условного первого организма на Земле тянется непрерывная линия жизни. Это легко понять, если учесть, что живое рождается только от живого. Если линия жизни обрывается, то дальше жизни нет: цепочка не может восстановиться и продолжиться. И поскольку мы живём, то, значит, до нас эта цепочка не обрывалась.

Из этого, по всей видимости, следует, что мы, сегодняшние, являемся потомками этого условного первого организма. Но это не так. На самом деле, мы не являемся его потомками: отталкиваясь от предыдущей мысли, нужно заключить, что мы и есть он. Ведь это его линия жизни не прерывалась! И значит, он не умер. Он всё это время рос, развивался, и теперь продолжает жить в нас, в нашем образе. Причём, «мы» – это не только люди, но и вообще все живые организмы планеты. Иначе говоря, мы связаны в единое целое и представляем собой огромный живой организм.

Сверхсущество. И для него мы – то же самое, что отдельные клетки нашего организма для нас. Пусть даже мы считаем, что каждый из нас отдельная личность, живущая самостоятельной жизнью, и каждый день убеждаемся в этом на практике. К тому же – элементарно – видим, что между нами есть физическое пространство: мы не прилегаем тесно друг к другу, как настоящие клетки, из которых состоит организм.

Тем не менее, мы не самостоятельны в полном смысле этого слова. Если подумать, то легко заметить, что сами по себе, в полном одиночестве мы жить не можем. Самое очевидное – нам нужно чем-то питаться. И это «что-то» должно быть съедобным. А съедобным может быть только что-то живое (хотя и не всё). Чтобы жить, нам нужно есть живое. Подобное питается подобным.

Или, например, воздух. Он продукт жизнедеятельности живых организмов. Без них нечем будет дышать. Или одежда, обувь – из шкур животных и тканей, которые изготавливаются из растений. Почва – это тоже продукт жизнедеятельности организмов. Без неё пищи нет.

Наше существование также невозможно без микробов, которые живут внутри нас: они помогают перерабатывать пищу, точней, некоторые вещества, которые переработать самостоятельно мы не можем. Кроме того, взаимодействуя друг с другом, они создают внутреннюю стабильность организма, без которой наша жизнь невозможна. И вообще, наш организм включает в себя множество других организмов, – начиная прямо с клеточного уровня – которые, в определённом смысле, не являются нами, хотя, с другой стороны, являются – потому, что без них нам не жить.

И так далее, и тому подобное.

Таким образом, получается, что на Земле существует единая система – биосфера, частью которой является сверхорганизм, частью которого являемся мы. Никто из нас не сам по себе. Все мы – «клетки». Все мы какое-то время выполняем свои функции, затем умираем, заменяя себя новыми «клетками», благодаря чему сверхорганизм продолжает жить. И сейчас ему уже около четырёх миллиардов лет.

Он начинался как совокупность простых неприхотливых существ, обитающих в самой простой среде, а сейчас – это сложнейшая живая система, состоящая из множества по-разному структурированных живых систем, которые тоже состоят из живых систем.

Живые организмы живут по всей планете в самых разных условиях – и на дне океана, и в вулканах, и под землёй. Почти под любым давлением, почти при любой температуре, и в почти любых химически агрессивных средах. Благодаря этому, выносливость и выживаемость сверхорганизма почти беспредельна. Уничтожение даже большей части живых организмов для него не такая уж серьёзная проблема: как показывают исследования, в истории Земли было несколько таких катастроф, и сверхорганизм сумел их преодолеть. Сегодня, судя по разнообразию животного мира, ущерб полностью компенсирован. Вдобавок, он обогатился мыслящими существами, и, таким образом, приобрёл собственный разум.

Благодаря разуму, он достиг колоссальных успехов, пройдя путь от использования огня до создания искусственной среды обитания. Он изготовил огромное количество разнообразных инструментов, с помощью которых может даже выходить в космос. Он накопил гигантские запасы знаний. Он познаёт мир, познаёт себя и своё место в мире, одновременно обучаясь всё это использовать. Он создал несколько систем связи между отдельными своими разумными «клетками»: знаки, речь, письмо, затем книги, радио, телевидение, и теперь ещё интернет. Теперь это уже целая искусственная нейронная сеть, которая ещё больше увеличивает силу разума.

Мощная система хранения и обмена информацией, и, заодно, координации совместных действий большого (а в перспективе, любого) количества разумных «клеток» предполагает немыслимую ранее эффективность. Это будет действительно Супер-разум. Если раньше (имеется в виду, в 20 веке) развитие человечества шло с плавным ускорением, то теперь ожидается, что ускорение станет просто сумасшедшим. Ещё совсем недавно – лет тридцать назад – достижения современной генетики или запуск космической ракеты, финансируемый частным лицом (которое, вдобавок, планирует через считанные годы осуществить полёт на Марс) были чистейшей фантастикой. Сегодня, если учитывать сказанное, это выглядит как всего лишь лёгкая разминка перед главной работой. Уже понятно, что масштаб происходящих изменений настолько огромен, что ни у кого не хватит воображения нарисовать будущее, которое наступит хотя бы через четверть века. Мы можем предполагать, каким оно будет, исходя из своих сегодняшних знаний. Но завтра знания станут другими.

Иметь разум явно выгодно, поэтому численность мыслящих существ растёт. И планета Земля, всё больше напоминает мозг живого существа. Пока ещё умственно слаборазвитого – в сравнении с количеством людей, формально, обладающих разумом. Но если в ближайшее время появится новая, качественная, образовательная программа, способная значительно повысить интеллектуальный уровень человечества, то просто страшно представить, на какие высоты поднимется человечество за эти самые двадцать пять лет. И сверхорганизм тоже.

Жизнь на земле оформляется как мозг, и человечество занимает место высших его отделов, где происходит осознанная умственная деятельность. Человечество сразу и унифицируется – стремясь выровнять интеллектуальные возможности отдельных его членов, – и специализируется по функциям, чтобы разные отделы «мозга» выполняли разные (а не одинаковые) задачи.

Человечество оформляет жизнь на планете «разумно», пытается подчинить деятельность всех других существ себе, и направлять их действия в соответствие со своими представлениями. Также оно пытается управлять процессами неживой природы, изучая их и приспосабливая к своим нуждам. В конечном счете, должна получиться единая система из живых и неживых элементов, полностью контролируемая людьми.

При этом люди – только часть системы. Мы, конечно, думаем, что важнейшая часть, и что вообще, главные – мы. Но если учесть, что весь этот процесс длиной в четыре миллиарда лет идёт помимо нашего желания (хотя может и совпадать иногда), то можно предположить, что это происходит не для нас, и не ради нашего блага.

Например, из всего, что нами делается, получается только то, что соответствует «законам природы», как мы это называем. Мы это понимаем, поэтому, стремимся их изучить и действовать так, как они от нас требуют. При этом мы хотим их применять для достижения именно своих целей, но не факт, что сознаём, что наши желания предопределены требованиями природы. То есть, что мы поступаем не так, как хотим, а как от нас требуется. А если мы не будет так поступать, то нас не станет.

И, если человечество окажется уничтожено, то через какое-то время Земля создаст новую разумную форму жизни, которая будет выполнять ту же задачу, что и человечество – превращать Землю в разумное сверхсущество.

Челябинск, Сергей Ясинский

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Челябинск, Простыми словами, Спецпроекты, Урал, Авторская колонка, Россия, Спецпроекты,