Богач, бедняк, полицейский, педагог: анализ ситуации на рынке образовательных услуг
Вот и наступило очередное 1 сентября. И снова – в школу, университет, техникум идут учителя и их ученики.
В этот, безусловно, знаменательный (для продолжающих обучение с обеих указанных сторон и их близких) день NDNews тоже вносит свою лепту в «анализ ситуации на рынке образовательных услуг» – пытается соотнести ситуации в этой сфере из разных периодов, а также сравнить нынешние реалии россиянских и забугорных преподов.
Почему мы «оборотили взор» в прошлое? Из-за навязанной не так давно исторической ассоциации: когда на отечественном политическом олимпе появилась новая звезда – уже в качестве премьера – Дмитрий Анатольевич, у него нашли «удивительное» сходство с последним российским императором – Николаем Александровичем. Говорили о внешнем, намекали на внутреннее. И поскольку еще свежо предание о недавнем клязьминском откровении премьера относительно унизительного размера зарплат у преподавателей:
«Раз, говорит, у вас призвание,
То вам достаток ни к чему», – мы решили (для начала) выяснить, какой же была позиция – ровно век назад – у царского правительства.
Итак, за исходные данные берем нынешние ставки университетского профессора – от 33 тысяч в провинциальных вузах до 50 тысяч – в столичных; университетского доцента – усредненно 22-25 тысяч; ставку провинциального учителя средней школы – 16- 20 тысяч (при двойной нагрузке, наличии высшей категории, стажа и прочих обременениях) и зарплату младшего полицейского и вообще всякого офицера – 150 тысяч рублей. Зарплату начинающего университетского преподавателя или учителя начальных классов 5-7-9 тысяч рублей игнорируем – опасаемся, что слезы сострадания зальют глаза и клавиатуру задолго до готовности текста.
А теперь переведем «имперские» жалованья на современную валюту, для этого нужно
умножить старые деньги на 1282,29 – это отношение курса царского рубля к современному (вообще-то при нынешней инфляции уже говорят, что умножать стоит на 1500, но мы пока не будем торопиться – вдруг нефть подрастет или резервный банк США развалится).
Итак, доходы интеллигенции и силовиков с военными, служивших в дореволюционной России, в пересчете на сегодняшний день:
Подпоручик (лейтенант): старые деньги 70 рублей – новые деньги 89 тысяч 760 рублей.
Городовой: старые деньги 20,5 рублей – новые деньги 26 тысяч 287 рублей.
Учитель начальной школы: старые деньги 25 рублей – новые деньги 32 тысяч 050 рублей.
Учитель гимназии: старые деньги 84 рубля – новые деньги 108 тысяч 970 рублей.
Околоточный надзиратель (участковый): старые деньги 50 рублей – новые деньги 64 тысяч 115 рублей.
Поскольку профессор университета, согласно Табели о рангах, имел чин генерал-майора, его жалованье – минимум!– составляло 500 рублей, т. е новыми рублями РФ – 641 тысяч 145 рублей, зарплата приват-доцента (отметим справедливости ради, что это место было недоступно для особей женского пола) была около 100 рублей – 128 тысяч 330 новыми деньгами.
То есть по логике вскоре расстрелянного народной властью императора, подпоручик и участковый никак не могли получать больше не то что профессора – учителя гимназии!
При этом мы приводим только голые «зарплатные» цифры, а ведь нужно не забывать, что были в царской России и другие льготы и «бонусы»: четвертьвековой педагогический стаж обеспечивал учителю пенсию в размере годового дохода. После смерти учителя пенсия выплачивалась его семье. Существенные доплаты полагались за проверку письменных работ, проведение дополнительных уроков сверх ставки (т. е 16 часов) и классное руководство – все те «нештяки», что за последние 20 лет в России нынешней были последовательно отменены. Имперские директора, инспекторы (так же, как врачи и библиотекари) жили в казенных квартирах, помимо жалованья и прочих надбавок получали «столовые» деньги. Учительский персонал министерских мужских гимназий был причислен к рангу государственных служащих.
Это не говоря о высоком социальном статусе учителя, преподавателя, ученого в дореволюционной России (не без оговорок, разумеется, по поводу отдельных личностей из этой среды – ну, так род человечески вообще несовершенен). И это мы еще умолчим о соотношении тогдашних цен и зарплат!
Нет, не умолчим. Пристойные чулки стоили тогда, как фунт помидоров- 45 копеек, а пара летних, к примеру, туфель – 2 рубля. Это 3 тысячи 250 рублей сегодняшними деньгами. Но сегодня – это почти 1/6 учительской зарплаты, а тогда классная дама, потеряв финансовые ориентиры (скажем, влюбившись в юного доктора), могла скупить на своё жалованье всю галантерею и летнюю коллекцию дамских сандалий и лодочек – т.е. приобрести не меньше 30 пар обуви + чулочно-носочное к каждой паре. Нынешние русички – химички в аналогичной мотовской ситуации осилят не более пяти – шести пар с соответствующей галантерейной продукцией, но при этом у них не будет ни копейки «столовых», транспортных, коммунальных и прочих денег.
А теперь выдохнем и пойдем другим путем, товарищи!
Нынешние провинциальные (да и, столичные по большей части, а уж петербургские непременно) приват-доценты (среди коих – слава феминизму! – немало умных и приятных во всех отношениях дам) получают ровно столько же, сколько в РИ зарабатывал дворник. Этот пролетарий получал на руки чистыми – 18 «романовских» рублей – 23 тысячи 81 копейку путинскими рублями.
Провинциальный профессор получает почти на четверть меньше царского старшего дворника – тому полагалось 40 рублей старыми, т. е . 51 тысяча 297 – новыми деньгами. Но, видите, региональную компоненту – московская профессура уже дотягивает до уровня жизни дореволюционного старшего дворника! Или дореволюционного же фельдшера – тот тоже получал 40 «старых» рублей. Ну, или обычного рабочего – средняя пролетарская зарплата в РИ – 37 с полтиной рублей.
Заплату же царского профессора в современной России получает главный университетский бухгалтер, громко названный «проректором по финансам».
Что же касается ставки «зеленого» молодого ученого или учителя – это, ребята, (пишу «изменившимся лицом») и – жалованье имперской кухарки, т.е. прислуги – старыми 5-8, новыми – 6 500- 10 000 рублей.
Ну, а теперь обратимся к критике буржуазной Америки. Частичной, частичной.
Для тех, кто посещал «ненавистные» Штаты, должно быть известно, что за клоака Южный Бронкс в Нью – Йорке. Тем не менее, государственная политика предусматривает ряд дорогостоящих социальных проектов по адекватной социализации «детей и молодежи» тамошних трущоб. Один из них – доступное приличное образование. Учитель здесь получает 10 тысяч долларов – это более 600 тысяч российских рублей (которые, к слову, ни к чему даже самому последнему бронкскому ниггеру). Его пенсия, если он проработает три года после достижения пенсионного возраста, составит 7 тысяч долларов. Сколько получают на заслуженном отдыхе наши любимые и не очень МарьВасильны и МаргаритыЛьвовны?!
Так что с Новым учебным годом вас, дорогие учителя!
С такой жизнью и учениками – хоть в Питере, хоть Златоусте, хоть в Челябинске – еще похлеще оторв Бронкса – вам не только нужно платить больше, чем премьеру Медведеву, вас через 25 лет службы на ниве просвещения нужно канонизировать!
С Новым просветительским годом и вас, чиновники российского образования и прочие государственные мужи! Вы, конечно, делИте народные деньги, делите, но имейте совесть и помните о бессмертной душе…
Челябинск, Екатерина Истрицкая
© 2016, РИА «Новый День»