AMP18+

Челябинск

/

Былое и Дума. Спецпроект NDNews «Политика для чайников»

Что такое Дума по существу? Это инструмент общества для управления жизнью страны – через управление государством. Сам по себе государственный механизм, то есть совокупность законов и институтов власти, ничего не решает. Он может быть каким угодно совершенным, но под управлением чиновников ведёт себя как дышло. Если они компетентны и ответственны, механизм работает на благо страны, если нет, то по-всякому, то есть, говоря прямо, во вред. Поэтому, деятельность этих людей необходимо контролировать.

Идея Думы состоит в том, что общество из своей среды выбирает представителей, которые будут контролировать работу чиновников и всего государственного механизма. Граждане не могут всей страной бросить свои дела, чтобы следить за государством. Поэтому общество назначает специальную группу лиц, оплачивает им эту деятельность, а они непрерывно контролируют государство, управляют его работой, в том числе занимаются законодательством, совершенствуя жизнь в стране. Это депутаты Думы.

Практика доказала провальность этой идеи. Сейчас очевидно, что для нормальной работы Думы необходимо создать ещё одну группу – для контроля над депутатами. Логично сразу подумать и о контроле над этой новой группой, а также над следующей. И над следующей... Вся страна должна бросить работу, и заниматься контролем контроля над контролёрами. Тут явно что-то не так.

Как это всё было раньше? Может быть, в прежние времена существовал механизм управления, который исправно работал, но который потом сломали, и вот теперь нужно найти поломку, исправить, и он опять заработает, как надо?

Ну, раньше, как известно, было самодержавие. Царь «держал страну» сам. У него были советники, у него были аппарат исполнителей, но окончательное решение принимал именно он, и вся ответственность была на нём. Качество управления при этом было никудышное. Советники советовали не то, исполнители делали не так, царь имел всю власть, но виноват всегда был не он. Хотя вся прогрессивная общественность весь XIX век утверждала, что именно он и виноват.

И вот в начале ХХ века царя додавили. Вынудили поделиться властью. В 1905 году организовали Государственную Думу Российской Империи. Поскольку царь не хотел на самом деле делиться властью, он учредил Думу как совещательный орган. Но общественность возмутилась, потребовала большего, и в результате Дума стала и законодательным органом с правом контроля над принимаемыми законами и решениями.

«Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора».

27 апреля 1906 года Дума приступила к работе, а уже 8 июля 1906 года она была распущена. Дума просуществовала 3 дня в апреле, 31 день в мае, 30 дней в июне и 8 дней в июле: всего 72 дня.

Государство и общество столкнулись в непреодолимом противоречии по вопросу собственности на землю и её распределения. Кадеты предлагали часть земель раздать крестьянам, и кроме того, ещё часть принудительно выкупить у землевладельцев – и тоже раздать крестьянам. Эсеры предлагали вообще всю землю объявить общенародной собственностью, конфисковать и отдать крестьянам в пользование. Государство пойти на это не могло. Поэтому царь просто распустил Думу.

Вторая Дума проработала целых 102 дня: с 20 февраля по 3 июня 1907 года. И тоже была распущена царём за неподчинение. На этот раз от Думы требовалось осудить революционеров, а она, вместо этого, осудила незаконные действия полиции. Но и земельный вопрос, который так и остался нерешённым, и множество других вопросов, по которым у Думы и государства были разногласия, тоже сыграли свою роль.

Третья Дума проработала все пять лет, с ноября 1907 до июня 1912 года – исключительно потому, что состояла из депутатов, угодных режиму. Дума защищала интересы власти, крупных землевладельцев и промышленников, среди большинства населения она не пользовалась авторитетом, воспринимаясь как чуждая. Главный интерес депутатов состоял в том, чтобы Дума проработала как можно дольше. Коэффициент полезного действия был близок к нулю. Любые важные законопроекты депутаты тормозили, откладывая рассмотрение или рассматривая бесконечно долго в согласительных комиссиях.

Четвёртая Дума тоже была проправительственной, отработала практически полный срок, хотя и не без проблем – Первая мировая, а затем революционная активность помешали ей полноценно работать, и царь, сообразуясь с обстановкой и государственными нуждами, то распускал её, то созывал. В общем, действовал по-свойски, не стесняя себя церемониями. В конце концов, всё закончилось досрочным приостановлением работы Думы (25 февраля 1917 года), что привело к созданию Временного комитета, а затем Временного правительства.

Советский период можно пропустить, поскольку влияние общества на государство в это время – сплошная фикция: была «диктатура пролетариата» под руководством большевиков-коммунистов. Период жёсткого принуждения общества государством – как тогда говорили, Второе Крепостное Право (большевиков). Общество было безнадёжно задавлено силой.

Новости «Новый День – Челябинск» в Facebook*, Одноклассниках и в контакте

В 1990 году, после (и в процессе) кризиса советской системы, возник новый орган власти – Съезд народных депутатов (по сути, Дума), который проработал до октября 1993 года, когда он был разогнан Ельциным (за неподчинение Ельцину). Тут, правда, нужно учесть, что изначально Съезд формировался государством, как государственный орган управления и почти полностью состоял из просоветских депутатов. Антисоветчиков, таких как академик А. Д. Сахаров, там было очень мало. И вся идея этого съезда состояла в том, чтобы сохранить власть коммунистического правящего слоя, проведя некоторые преобразования. Но получилось по-другому.

Получилось новое государство – Российская Федерация – во главе с президентом Ельциным. Но в котором опять воспроизводился конфликт государства и общества (в виде Съезда нардепов). С единственной альтернативой: государство делает, что хочет, а Съезд либо присоединяется к нему, либо распускается государством – потому что, мешает, понимаешь. Ситуация осложнялась тем, что в этот период происходила борьба двух властей – старой и новой. При этом новая власть (Ельцин) в значительной мере боролась за интересы общества, а старая (Съезд) – против этих интересов. Ельцин, как государство, должен был защищать интересы государства, а Съезд, как общество – интересы общества, но получалось наоборот.

Затем новый этап. В 1993 году учреждается Государственная Дума Российской Федерации. Но всё остаётся по-старому. Борьба за смену социально-экономической модели развития страны и государственного строя логично привела к укреплению нового государства. Но не привела к укреплению общества.

Время Ельцина – бурный период борьбы за влияние между президентом, то есть, государством, и Думой, то есть, обществом. В процессе этой борьбы государство становилось всё сильней, а Дума (и общество) всё слабей. Если первая Дума в своё время ещё выражала недоверие правительству и даже пыталась организовать импичмент (отстранение от власти) Ельцину, то уже с третьего созыва, при котором в 1999 году Ельцин ушёл, она была вполне послушной.

Следующий этап – президентство Путина – это уже время сплошной имитации самостоятельности Думы. За весь этот период она не принимала никаких своих решений, не защищала никаких интересов общества, была полностью подчинена нынешнему государственному режиму. И на сегодняшний день совершенно очевидно, что Дума не является органом власти и контроля над государством: она – марионетка государства.

Дума состоит из одних и тех же партий и, что важней, одних и тех же людей. Теперь это просто у них такая работа, которую они выполняют годами и десятилетиями. Переходят из партии в партию, из комитета в комитет, подкомитет, комиссию, и обратно. Если посмотреть пофамильно списочный состав всех этих комитетов, комиссий и т.п. – то это отлично видно. Всё те же жуки. Они окопались там на всю жизнь.

А если посмотреть шире, то ясно, что исполнительная и законодательная власть (а также судебная и вся остальная) – это единое целое, один правящий слой, который обслуживает только себя.

Таким образом, беглый обзор истории Думы выявляет и демонстрирует слабость общества. Государство всегда имело преимущество в силе и организованности перед обществом. Общественные институты возникали по инициативе общества, но под надзором государства и ради интересов государства. Общество было слабым изначально, и остаётся слабым до сих пор. Создаваемые общественные институты власти узурпируются правящим слоем, видоизменяются и используются в своих интересах. Общество ничего не может ему противопоставить. Оно не в состоянии защитить свои структуры и отстоять свои интересы, так как не имеет никаких эффективных инструментов воздействия на государство. Голосование за предложенные государством партии и кандидатуры не является таким инструментом: направление обществом своих представителей в Думу или другие государственные структуры не обеспечивает контроля над государством. Требуется что-то новое.

(Заодно неплохо бы оценить следующее: вот, например, существует некая банда преступников: убийц, грабителей и т.д. И существует некий человек, который вроде бы ведёт себя как порядочный, и мыслит разумно. Но при этом он открыто стремится стать официальным членом этой банды. Спрашивается: он порядочный человек или преступник? Что он собирается делать там? В банде. «Сеять разумное, доброе вечное»?)

Вывод из всего этого такой: для отстаивания своих интересов перед государством, обществу необходимо получить преимущество в силе и организованности. Ему следует создать свои, независимые от государства, эффективные институты власти и посредством их добиваться от государства действий в интересах общества.

Челябинск, Сергей Ясинский

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Челябинск, Простыми словами, Спецпроекты, Экспертиза, Урал, Авторская колонка, Выборы, Общество, Политика, Россия, Спецпроекты,