Черная метка и рецепт гармонии: как Южному Уралу не стать очагом протеста на президентских выборах
Честно говоря, всем главным южноуральским функционерам не стоит бить в литавры по поводу официальной победы на выборах в Государственную Думу «Единой России»: «выигрыш» во всех пяти одномандатных округах и 38% с хвостиком за саму партию. «Явочные» итоги катастрофичны – перед президентскими выборами потеряно более 15% электората, даже в УрФО мы всего лишь третьи. Да и показатели партии власти скромненькие – на 16 % ниже средних «по стране». И это при том, что свежеиспеченного главу медвежьего ЦИК несли в Думу буквально на руках, расталкивая даже его однопартийцев (как помните, округ для местного Владимира Владимировича отобрали у ставленника главного челябинского олигарха Аристова), а едросса по Коркинскому округу (где у ЕР самые скромные успехи) тащили в парламент на всех возможных буксирах. Не говоря уж о массовых нарушениях и даже скандалах: блэкауты на участках, «поломки» системы ГАС Выборы, ляпы с экзитполами и пр.
Поскольку ранее явка в области всегда была выше обще-среднероссийской, то нынешний провал региональным и федеральным «рулевым» нужно анализировать тщательнЕе, как говаривал один неглупый отечественный сатирик. Можно, конечно, поверить лукавым местечковым политтехнологам, яро критикующим проекты, в которые их не позвали, и пытающимся обелить личные профпромахи: дескать, «партия власти не форсировала интерес к избирательной кампании» или «нынешним политическим менеджерам не удалось достичь предвыборной консолидации региональных элит под флагом «партии власти», отсюда – жесткие противостояния в трех округах из пяти представителей бизнес-и административных элит», или «налицо и откровенно слабое (технологически и содержательно) проведение партийной кампании в отсутствие губернатора во главе списка» и т. д.
Но все эти аналитики, в общем-то, верно и скрупулезно фиксируя огрехи коллег и партбонз, умалчивают об «ослиных ушах» нынешней парламентской буффонады. А ведь одна из главных причин «неявки» тех, кто пять лет назад к урне все-таки пришел – это растущая угроза строительства в регионе пресловутого Томинского ГОКа. И как бы эта причина не стала «дрожжами роста» протестных настроений в регионе, который только на первый взгляд лоялен к любой «исторической» власти и аполитичен по своей кержацкой сути. А, может быть, именно потому, что «Челябинск и его окрестности» вот уже второй переселенческий век воспроизводит крестьянскую общину как главную модель городской жизни, жители (во всяком случае, областного центра и нескольких непосредственно примыкающих к нему районов), терпеливо снося всяческие властные «козни», восстают (и лозунги, типа, « Остановить строительство Томинского ГОКа» не смягчают) против проекта, непосредственно угрожающего будущему их детей. Ибо крестьянская община – по сути, большая семья. Поэтому и защищают южноуральцы именно своё, личное. Может, либеральные, демократические и прочие ценности большинству южноуральцев и вправду «до фени». Однако личный комфорт и благосостояние семьи – во главе угла. Именно поэтому антигоковская фобия лечится только отказом властей потрафить не вполне прозрачным в экологическом плане проектам свердловского олигарха.
Ну, а тому, что южноуральские кержаки не всегда «белые и пушистые», есть и исторические свидетельства: шахтеры 90-х на рельсах, «голодные» медики и учителя, штурмующие присутственные места, ну, и знаменитый на всю «Рассею» ликеро-водочный бунт. И не забывайте про пенсионеров, мгновенно мобилизовавшихся и грозивших перекрыть все магистрали, когда им стали менять реальные льготы на сомнительные монеты.
К этим относительно свежим событиям, происходившим в течение последних 25 лет, плюсуем события 100-летней давности. Ибо как справедливо было отмечено, именно южноуральский темперамент стал катализатором Гражданской войны.
Мы долго запрягаем – годы мучений и унижений выработали своеобразную стойкость и способность не только терпеть, но, как писал Довлатов, «терпение выделять». Но когда запряжем, мало не покажется. И очень может быть, что сейчас – в канун очередного 17-го года – нашему терпению приходит конец.
Властям, какими бы равнодушными и некомпетентными они не были, этот «южноуральский эффект» не стоит сбрасывать со счетов. Особенно перед президентскими выборами. Нынешняя модель госустройства РФ сама превратила первое лицо федерации в последнего арбитра. И, поняв, что региональные элиты увиливают от ответственности за принятие решения по строительству- нестроительству ГОКа, люди начали напрямую обращаться к президенту. По бюрократической казуистике это означает, что региональщики подставляют президента. Особенно, если вопрос о строительстве ГОКа уже и вправду решен, и игры с населением в экспертизы и общественные слушания призваны лишь морально измотать возмущенных жителей.
В этом случае на президентских выборах челябинский электорат может и вправду удивить. Удивить он может, к слову, и задолго до выборов: терпение, повторюсь, иссякает. Часть жителей уже бежит из региона – в столицы, Краснодар, даже в Крым, но большая часть выйдет на площади: весь миллион вряд ли снимется с места. Если же снимется – это будет антропологическая катастрофа посильнее той, что сейчас изматывает беженцами старушку Европу. Впрочем, верней всего, люди останутся и начнут битву за место под солнцем. За свое уже историческое, если хотите, «родовое» место.
Поэтому я бы вот на месте региональных «Столыпиных» не экспериментировала. ГОК строить нельзя. И не нужно искать огрехи в альтернативных ГОКу проектах, предлагаемых горожанами. Да, возможно, вариант с фермерством не так уж и хорош. Так предложите другую, но экологичную экономику вместо слабой фермерской идеи и просто чудовищной затеи соорудить ГОК да еще закапывать его сомнительности в Коркинском котловане! Вы же менеджеры – работайте! С инвесторами, с федеральными структурами. Вас всех избрали не для того, чтобы вы только в Алтушкине видели свет в конце тоннеля: и новые рабочие места, и решение коркинской проблемы.
Нашему грязному, многажды пострадавшему от дурной экономической модели региону нужны экологически совершенные проекты. А Томинский ГОК категорически противоказан. Как курение умирающему от эмфиземы.
Какие проекты уместно лоббировать на всех уровнях?! Например, развитие курортно – санаторного сегмента, туристического кластера. Не говорить об этом нужно, как у нас принято, а искать деньги, чтобы сделать туризм вблизи Тургояка, скажем, возможным и привлекательным, но не баснословно дорогим.
Или превратить Троицкий район в рай для всяких туберкулезников и прочих «легочников», каковым он и был до Октябрьского переворота. На кумыс, на солнце в Троицк съезжались толпы кашляющих и харкающих! Да при этом еще поражались архитектурным красотам купеческого городка! Да, для этого нужны инвестиции – город и соответствующий район в плачевном состоянии. Вот и работайте: курортный Троицк – это же уйма рабочих мест: для строителей, для дорожников, для медиков, для сервисных и прочих специалистов! Понятно, что у Швейцарии контингент болящих отнять не получится. Но у нас внутренних «пульмонологических» да «фтизиатрических» – из той же Ленинградской области, столько, что на два Троицка хватит. Да и в Челябинской области у каждого второго органы дыхания не в порядке.
Я, конечно, понимаю, что чиновникам, каждый из которых думает лишь о личной карьере (как и кандидаты ЕР на недавних выборах были озабочены исключительно своей судьбой, и никто не работал на партийную копилку голосов – что, естественно, сказалось на результате), а не об общественном благе, все эти мои (и не только мои) предостережения кажутся смешными. Дескать, есть технологии, есть «социально зависимое» население в голосующем электорате… Эту чиновную ухмылку к тому же сделал трендом сезона новенький глава местного облизбиркома, которого не смутила странная ситуация, когда данные экзитпола, проведенные по заказу «Единой России» на 19 часов, оказались в эфире телеканала «Россия 24» – в полночь (по уральскому времени) телевизор транслировал ровно те же цифры (до сотой доли процентов) под видом данных, предоставленных в ЦИК из Челябинской области по результатам обработки 10% бюллетеней. Если помните, Фартыгин лишь порадовался: дескать ничего фантастического, просто у нас уже научились делать такие точные исследования, «я только рад». А радоваться-то нечему.
Я ведь про то и толкую: «социально зависимое» легко – при отягчающих социальных, экономических, экологических обстоятельствах может стать протестующим.
А не хотелось бы. Ситуация вековой давности подсказывает, что как-то нужно верхам и низам договариваться. Чтобы без трахбабаха обошлось. МЫ – низы – готовы. Договариваться. Но люди мы сложные, во многих поколениях со всех сторон «исторической властью» обманутые, использованные «не по назначению». Так что, честно говоря, нужно бы власти не свысока с нами разговаривать: «специалисты говорят, что ГОК полезен, а то, что вы – против, так вы не специалисты». А душевно: «не хотите рисковать здоровьем своих детей и экономической ситуацией на малой родине? Мы, слуги народные, вас – народ – услышали, будем работать в поисках приемлемой ГОКу альтернативы. Но и вы уж подключайтесь, участвуйте в политической и общественной жизни – выбирайте нас, чтобы мы ЧЕСТНО работали на вас».
Вот тогда и будет круговорот гармонии в нашем обществе, и плевать на 17-й, 18-й и все прочие, в прошлом «черные», метки.
Челябинск, Екатерина Истрицкая
© 2016, РИА «Новый День»