Ты их в дверь, они в окно: первую существенную выгоду от Томинского ГОКа получит олигарх Струков
Русская медная компания (РМК) намерена стать акционером Челябинской угольной компании (ЧУК), аффилированной с бизнесом депутата Законодательного собрания Челябинской области Константина Струкова. ЧУК нужна РМК исключительно в виде Коркинского угольного разреза, а разрез, в свою очередь, для Томинского ГОКа.
Как передает корреспондент NDNews, лицензия ЧУК на разработку разреза перестанет действовать в начале 2018 года, после этого, заявляют в РМК, будет предложена программа по переквалификации персонала для работы на предприятиях РМК, в том числе на Томинском ГОКе.
Подчеркнем: официального разрешения построить ГОК рядом с Челябинском РМК до сих пор не получила, но ведет себя так, словно вопрос уже решен. Аналогичную позицию, кстати, занимают и чиновники регионального правительства, активно сотрудничающие с РМК и игнорирующие бурные протесты общественности. Ни у кого не вызывает удивления и владелец разреза Струков, умудряющийся получить прибыль там, где государству светят немалые убытки.
Напомним, после приезда в поселок Роза в начале 2012 года Владимира Путина на переселение жителей Розы и рекультивацию карьера по поручению президента должны были выделить 5 миллиардов рублей: 2 миллиарда из федеральный бюджет, столько же – областного, 1 миллиард рублей пообещала выделить ЧУК. Деньги угольщиков должны были пойти на рекультивацию разреза. Но никакой активности со стороны угольщиков никто не заметил. Год назад в ЧУК заявили, что уже вложили в рекультивацию разреза более 1 миллиарда рублей, правда, сделано на эти деньги чуть более 3% от того, что нужно сделать. За прошедший год ситуация не сильно изменилась. А в ЧУКе совершенно спокойно заявляли, что Коркинский разрез может стать головной болью государства. Тем более, что с августа 2014 года ЧУК находится в стадии банкротства, и взять с него вроде бы и нечего.
Отметим, что аналогичная ситуация сложилась с Копейским разрезом: вопрос о срочной рекультивации разреза поднимался еще в 2007 году, но так и не решился. Карьер осыпается и грозит утянуть на собственное дно Копейский машиностроительный завод.
«Копейский разрез бросило государственное предприятие», – заявили в ЧУК. Действительно, Копейским разрезом занимался ОАО «Челябинскуголь», 62% акций которого принадлежали государству. С 2001 по 2006 год ОАО «Челябинскуголь» руководил Константин Струков: в 2002 году он начал банкротить предприятие, одновременно создавая Челябинскую угольную компанию (отдельного разговора заслуживает история о переходе 60% пакета акций наиболее ликвидного актива – Коркинского разреза из Челябинскуголь в ЧУК через Урикомбанк (сейчас – Уралпромбанк), совладельцем которого являлся и является Струков). И уже Челябинская угольная компания останавливала шахты Комсомольская (2008) и Капитальная (2009). Кстати, обе шахты до сих пор входят в состав ЧУК.
А за рекультивацию Копейского разреза (ориентировочно оцененную минимум в 2,5 миллиарда рублей) теперь придется платить из бюджета. Аналогичная (но более серьезная в финансовом плане) угроза вырисовывалась и в истории с Коркинским разрезом, но тут в роли спасителя выступила РМК, заявившая о готовности взять рекультивацию на себя. От государства, освобождающегося от тяжелой ноши, пока ничего не требуется. Ну, может быт, самая малость – в знак благодарности поддержать проект строительства Томинского ГОКа. А иначе зачем РМК разрез?
Кстати, вопрос по ликвидации Коркинского угольного разреза с использованием песков обогатительной фабрики Томинского ГОКа представители РМК и челябинские чиновники начали обсуждать еще в августе. И это сразу же вызвало возмущение противников проекта. «Мнение граждан ни во что не ставится, – заявил тогда член исполнительного комитета движения «Стоп-ГОК» Василий Московец. – Это явное неуважение к обществу».
«Обращают внимание следующие факты: 1. Неведомым образом отходы Томинского ГОКа трансформировались в «пески». 2. В обсуждении и решении такого злободневного вопроса участвуют РМК, ЧУК, чиновники, но полностью исключены челябинские ученые и эксперты. 3. Чиновники обсуждают с руководством РМК вопросы складирования отходов в Коркинский разрез, но почему-то ни слова им не говорят о том, что необходимо исполнять решения российских судов», – отмечали противники ГОКа, добавляя: «Проекта еще нет, его разработка отнесена на апрель 2017 – июль 2018 года, обсуждать пока фактически нечего. Неизвестно, появится ли вообще. Горняки утверждают, что такая идея нереализуема в принципе. Так что пока рано о чем-то говорить». Как видим, у РМК другая точка зрения – они не просто продолжают обсуждать, но и упорно проталкивают свой проект – юридическое оформление сделки по Коркинскому разрезу завершится в ноябре, то есть компания уверена, что и с Томинским ГОКом все будет развиваться по намеченному плану. А иначе зачем РМК разрез?
Что же касается Струкова, умудрившегося продать убыточное предприятие, то, по некоторым данным, он – возможно, на полученные от РМК деньги – покупает бизнес семьи другого депутата ЗСЧО Карликанова. Этот бизнес в последнее время стал доставлять владельцам массу проблем, в том числе и с правоохранительными органами, а потому стоит не очень дорого.
Челябинск, Артем Рокотов
© 2016, РИА «Новый День»