AMP18+

Челябинск

/

Эффект неэффективности: игла для «Единой России»

С некоторых пор 7 ноября задаю себе и знакомым (из политически обеспокоенных) два вопроса из разряда почти метафизических. Долгое время ответы не находились, хотя дискуссия всегда получалась оживленной. Но сейчас мне кажется, я нашла ответы. Чем и делюсь.

Вопрос первый: «Почему погибла Советская власть?»

Циничное мнение отечественных «эффективных менеджеров»: потому, что вечно ставила народу великие, но неосуществимые задачи, забывая при этом кормить его колбасой и одевать в «аляски» с джинсами, кажется мне абсурдным.

Я почти уверена, что советская власть погибла из-за интеллектуальной деградации и слишком заметного двоемыслия. Она «двинула кони», как раз потому, что перестала ставить народу великие цели. Более того, в условиях двойной морали и номенклатурной давильни никто бы и не рвался их выполнять – достигать. Для России такое положение вещей – смерть. И вовсе не потому, что «народ-богоносец» весь из себя альтруист. Да нет, люди как люди, «живот» на алтарь будущего никто класть не спешит. Просто история с географией такие: страна в зоне рискованного земледелия живет холодно-голодно, по всякому неустроенно. Полгода плохая погода, полгода – так себе. Много крестьян – в городах это особенно бросается в глаза. Много хамства и злости: ругается начальство, соседи, родня. Религия скомпрометирована, да никогда толком в Россию и не врастала, иначе, чем объяснить оголтелое уничтожение поповства век назад? При полном равнодушии паствы.

Чтобы жить у нас – и в Челябинске, в частности, не хватит никаких материальных стимулов. Нужно что-то позаковыристее. Даже для того, чтобы просто встать утром с лежанки и вымыть торс, не то, что пойти на службу. Мотивировать «встать – работать» возможно лишь убежденными внушениями: именно вы – мы указываем светлый путь всему человечеству. Если не «внушать» – рано или поздно русский (в смысле наш многонациональный гражданин) запьет или уснет, как Илья Обломов. Что мы в периоды подлой стагнации (то есть постоянно) и наблюдаем.

Вопрос второй, как ни странно тесно связан с первым: когда и отчего «почит в бозе» нынешний режим, и что это, к слову, за режим?!

Частично ответ на вопрос см. выше – в плане двоемыслия и отсутствия великих задач.

Но между СССР и нынешней корпорацией « Единая Россия» есть одно существенное отличие: наличие т.н. «эффективных менеджеров», что сведут эту конструкцию в могилу много быстрее, чем невеликие старцы уконтрапупили СССР. Когда не скажу – не Кассандра, а как – легко. Эффективность, как мы все уже знаем, – это эвфемизм сокращения. Причем, сокращая, далеко не всегда оставляют тех, от кого есть прок. Чаще происходит как раз наоборот. На этом принципе, к сожалению, всегда держалась российская государственность: давайте отсеем вот этих, и тогда сами (и вы с нами) заживем весело и богато. По этому искаженному принципу происходили все наши революции, а не только пяток в двадцатом веке: 1905-1907, две 1917, 1985 и 1991-го. Революции всегда превозносят одних и «упраздняют» других, иных вариантов нет. Давайте уничтожим боярство и насадим опричнину. Или – опять уничтожим боярство и создадим из себя дворянство. Ну, дальше про гегемона и дворянство, вы, конечно в курсе. Ребус-кроссворд только революция 1985 года. Ну, ответьте с трех раз: какова она по социальному составу революционеров? Кто кого победил? Номенклатура осталась невредима, жертва – тот самый трудящийся и прослоечная интеллигенция, которые так горячо поддерживал перемены году этак в восемьдесят шестом.

На самом же деле, в 1985-2016 годах в России происходила перманентная с переменным успехом революция эффективности! Если хотите, социального дарвинизма: все сколько-нибудь высокоорганизованное в результате этой революции гибло вне зависимости от своей идеологической ориентации и прочих параметров: одинаково скверно приходилось либералам и консерваторам, почвенникам и западникам, старым и юным, дамам и господам.

Уничтожая коммунистическую идеологию, революция 1985 года на самом деле дисквалифицировала любую. Лозунгом дня стал вопрос: «Если ты такой умный, почему ты такой бедный?» Был провозглашен курс на хорошую жизнь – как мы теперь понимаем не для всех, а лишь для тех, кто избавился от любых сдерживающих принципов и ограничивающих правил – для «эффективных менеджеров». А все те правила и принципы были осмеяны, поруганы и объявлены принадлежностью «совка». Под «совком» стали понимать человека, не готового ради эффективности на все. Постепенно государство «переродили» в корпорацию. Переименовали в «Единую Россию». И вот тут-то и «зарыта» собака, а точнее, «игла в яйце». Что является главным принципом корпорации? Правильно, минимизация персонала при максимализации дохода. Но страна-то отличается от корпорации тем, что рассчитана (в идеале) на более долгие времена. Беда эффективного менеджера в том и заключается, что он неэффективен – ибо любой прагматизм хорош на спринтерских исторических отрезках. На длинных – выдыхается.

Если страна не ставит себе великих непрагматических целей, она очень скоро лишается и того необходимого, что входит в прожиточный минимум

Эффективный менеджер убежден, что если отсечь всех лишних, то есть неработающих,– Россия наестся досыта. Но этот чудесный план неосуществим уже потому, что, в первую очередь предписывает избавиться от эффективного менеджера – а менеджер этого не желает. Дело в том, что наесться досыта можно, не вымаривая стариков, больных и инвалидов, – вполне достаточно выгнать посредников, которые ничего не производят, но всем управляют. Их гораздо больше, чем болезных, увечных и пенсионеров с детьми. Мы слишком долго живем в стране посредников, ничего не производящих, ничего толком не умеющих, но высоко себя ценящих. Именно они поставили и ответили на вопросы: зачем нам столько земли? Зачем столько своих производств, если на мировом рынке они все равно неконкурентоспособны? Зачем, наконец, столько народу? Нам нужно оставить ровно тех, кто будет обслуживать трубу – и ровно до тех пор, пока нам будет, что по ней качать, пусть и по нынешней цене. Это и делается последние четверть века: сокращение населения, разрушение просвещения и здравоохранения, развал социального обеспечения. Все российские институции поделены на элитные и общедоступные. Общедоступные деградируют и уничтожаются, процветают лишь Рублевка и ее клоны. Нет более эффективного способа для уничтожения любой страны, как поделить ее население на перспективное и отсеянное; в отсеве сегодня 90%. Но ради 5% жирующих государство существовать не может. В этом и заключается главное отличие государства от корпорации: государство выживает лишь тогда, когда ему нужны решительно все его граждане. Когда в нем работает единственная универсальная национальная идея: «Лишних людей нет». Идеальному государству, в отличие от идеальной корпорации, нужны все его граждане вплоть до последнего бомжа. Оно заинтересовано не в сокращении, а в приросте рабочих мест. Его интересует не только прямая выгода, но и элементарная занятость населения, а лучше бы – поглощенность всего этого населения великим проектом, вне зависимости от того, принесет он быструю выгоду или нет. Идеальное государство мечтает не о профицитном бюджете, а о полете на Луну. Вы не поверите, при такой задаче, у него сформируется профицитный бюджет! В мире, рассчитанном на долговременное существование, успешны только проекты, не сулящие половине населения разновидовых преференций за счет уничтожения другой его половины. И вы опять же поверите, джинсы и «аляски», колбаски и лабутены – тоже следствие абсолютно нематериальной цели, вроде намерения построить свободную страну, живущую по закону, или дать всеобщее высшее образование всей национальной молодежи.

Но вернемся ко второму ноябрьскому вопросу: как, как их не станет, этих дефективных эффективных? Да по закону физики – той самой, что предшествует метафизике.

Сокращение не бесконечно. Всем и каждому из выбракованных 90% надоест в постоянном режиме отказываться от чего-нибудь хорошего. Они взбрыкнут. Потом лягнут.

Но и эффективные менеджеры «сокращаются». В принципе, они догадываются, что их время истекает. Нефтяной и газовый запасы не бесконечны, а других ресурсов они предложить не в состоянии. Они сократили свои способности, образно говоря, до сытой жизни в настоящем. И наступления будущего просто не заметят. Будущего, которое они встретят на свалке истории, где будут командовать друг другом.

Вы просто мне поверьте, хоть я и не Кассандра: все будет именно так.

А мы полетим на Луну. Мы не сопьемся и не вымрем. Мы рождены, чтобы сказку сделать былью! А иначе – к чему и вылезать в русскую ноябрьскую хмурь из постели?!

Челябинск, Екатерина Истрицкая

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Челябинск, Экспертиза, Урал, Авторская колонка, Общество, Политика, Россия,