AMP18+

Челябинск

/

Мертвому припарка: в Челябинске предложили доплачивать из бюджета УК, принявшим на содержание ветхие дома

В Челябинске предложили субсидировать УК, согласившиеся обслуживать ветхие дома.

Как передает корреспондент агентства «Новый День», ввести дифференцированный тариф на содержание и текущий ремонт жилья для ветхих домов предложили участники круглого стола «Дома с повышенной степенью износа. Проблемы выбора управляющей компании».

По данным организаторов обсуждения, на начало 2016 года в Челябинске насчитывалось 111 многоквартирных домов, с которыми ни одна управляющая компания не заключила договор на обслуживание. Причина – в высокой степени износа зданий: коммунальщики просто не хотят обзаводиться лишней головной болью. Для большинства этих домов городские власти не могут найти управляющую компанию более двух лет.

Не помогает даже правило, позволяющее в случае неудачи конкурса по выбору управляющей компании повышать размер тарифа на 10%. «У нас размер тарифа уже дошел до 20 рублей 13 копеек при утвержденной Думой оплате в 13 рублей за квадратный метр, – признался начальник управления ЖКХ Челябинска Сергей Кочетков. – Но управляющим компаниям эти дома все равно не интересны». Как утверждают представители УК, затраты на содержание подобных домов существенно превышают не только размер тарифа, установленный Челябинской городской Думой, но и сумму, предлагаемую в ходе конкурсов.

Между тем, число многоквартирных домов с повышенной степенью износа, существенно выше заявленного – около 650, и живут в них 28 тысяч челябинцев. Более того, 60% всех жилых зданий Челябинска построены до 1970 года. Это значит, что уже в ближайшие годы может начаться бегство управляющих компаний от ветхих зданий, а многоквартирных домов, брошенных коммунальщиками, будет становиться все больше.

В различных регионах России реализуются 4 варианта решения проблемы. Первый – передача таких домов в управление государственному или муниципальному коммунальному предприятию.

Второй – введение дифференцированного жилищного тарифа с субсидированием из бюджета разницы между общим и повышенным тарифами, которое получает население.

Третий аналогичен предыдущему, но субсидию напрямую получает управляющая компания.

Четвертый: создание смешанных лотов, в каждый из которых будет входить как новый, так и ветхий жилищный фонд. Правда, этот вариант выглядит достаточно проблематично с точки зрения соответствия закону: на сегодня перекрестное субсидирование запрещено, то есть направлять средства более благополучных домов на обслуживание ветхих не получится.

Что касается создания ГУП или МУП, представитель Думы, выступавший на круглом столе, с порога отверг такой вариант. Правда, внятно объяснить причины такого неприятия, не смог.

Из оставшихся же вариантов было предложено остановиться на третьем. Мол, если направлять субсидии жителям города, не факт, что УК эти деньги увидят.

В управлении ЖКХ даже прикинули, во сколько обойдется подобная субсидия городскому бюджету. Так, по подсчетам СРО управляющих компании средний тариф, необходимый для содержания ветхих домов, равен 69,55 рубля за квадратный метр (в различных зданиях он колеблется от 32 до 99 рублей за «квадрат»). Минимальный экономически обоснованный тариф составил 33,47 рубля за квадрат.

Таким образом, в казне Челябинска необходимо будет изыскать на нововведение от 10 до 31,8 миллиона рублей в год. Правда, эта сумма, по словам Сергея Кочеткова, понадобится для 78 двух, – трех- и четырехэтажных домов общей площадью порядка 50 тысяч квадратных метров: 33 одноэтажки чиновники решили в расчет не брать. Хотя и здесь возникают вопросы. Элементарные арифметические расчеты дают несколько иные цифры: при тарифе в 33,47 рубля за квадрат получается сумма в 12,3 миллиона рублей в год, а при среднем тарифе от СРО – в 33,9 миллиона на тот же период. Но, возможно, в управлении ЖКХ оперировали какими-то дополнительными вводными.

«Новый День – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*

А если взять все 644 дома с повышенной степенью износа, то расчеты чиновников следовало бы умножить на восемь, чтобы представить возможные реальные траты бюджета. И это уже сумма от 80-100 миллионов до четверти миллиарда рублей в год. Готов ли город тратить такие средства? При том что ряд участников обсуждения усомнились, что даже дополнительным затратам в 10-30 миллионов комитет финансов мэрии явно не обрадуется. Ответа на этот вопрос услышать не удалось. Г-н Кочетков пустился в пространные рассуждения о различных причинах отказа управляющих компаний от обслуживания домов, кои завершил надеждой, что отказников все-таки будет ощутимо меньше 600. А под конец и вовсе назвали субсидирование временной мерой, призванной дотерпеть до чаемого переселения жителей домов-отказников в новые квартиры в рамках программы расселения ветхо-аварийного жилья. Не вдаваясь в «исчисление времен» и определение сроков такового.

Но в этом случае получается, что проблема бегства УК от потенциально ветхо-аварийных домов с помощью названной меры не решится. Зачем же тогда весь сыр-бор затевался?

Несколько прояснил ситуацию ответ на вопрос, будут ли УК получать субсидию из бюджета в тех случаях, когда сами жильцы за квартиру платить отказываются. По задумке инициаторов будут. То есть у обслуживающих организаций появляется весьма неплохой шанс не только перекрыть недополученные от нерадивых жильцов деньги, но и заработать. Ведь при утвержденном тарифе в 13 рублей за квадратный метр им будет гарантировано получение субсидии от 20 до 86 рублей на каждый ветхий квадрат ежемесячно.

Челябинск, Виктор Елисеев

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Челябинск, Урал, Россия,