Да пребудет с нами любовь: в Озерске завершился VII фестиваль «Ночь в театре» (ФОТО, ВИДЕО)
В Озерске прошел VII фестиваль «Ночь в театре». Участники и зрители традиционного разговаривали «Pro любовь».
Как уже сообщал «Новый День», темы озерской «Ночи» меняются ежегодно. Лейтмотивом на этот раз стала, пожалуй, самая знаменитая любовная история – шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта». Явившиеся на фестиваль зрители сразу же погружались в театральное действо, буквально у вешалки становясь свидетелями перебранки представителей двух веронских семейств. «Монтекки» и «Капулетти» развлекали гостей в перерывах между спектаклями, представление практически не прерывалось.
Любви, так или иначе, были посвящены постановки практически всех участников фестиваля, отличавшиеся, как всегда, разнообразием форм и направлений.
По словам директора театра «Наш дом» Владимира Кулика, на этот раз география фестиваля была широка как никогда, он вышел на всероссийский уровень. Поступило очень много заявок со всей страны, даже с Сахалина, однако из-за традиционной проблемы российской культуры – дефицита финансирования – не все могли добраться до Южного Урала.
Челябинск в этом году привез сразу пять постановок: «Давай никуда не улетим, Ежик» Молодежного театра, моноспектакль «О, верю, верю – счастье есть!» Нового художественного театра, «Моя жена Сталин» Центра ненормативной лирики и жеста, «Приключения лисички-плутовки» Театра песочной живописи и теней «Скарабей», а также «ПортретПитерПробки» театра драмы.
«Новый День – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и *Facebook
*Также впервые в этом году в фестивале приняли участие профессиональные эксперты: театральный критик и театровед из Санкт-Петербурга Евгения Тропп и челябинский критик Владимир Спешков. По словам Евгении Тропп, озерский фестиваль – явление уникальное. В других городах России есть ночные фестивали, но все они ограничиваются рамками лишь одного театра, когда для зрителей устраивают неформатный показ только своих постановок.
«Главное значение фестиваля – это работа со своим зрителей, которая необыкновенно важна, особенно для театра в небольшом городе. Каждый зритель – это индивидуальность, которую нужно завлечь и как-то продолжить диалог. Очень сложно привлечь в театр молодежь и подростков, для них это старомодное времяпрепровождение, а какие-то варианты, когда спектакль начинается не в привычные 18-19 часов, привлекает их. Это часть социальной работы театра, безумно важная и актуальная, эту тенденцию необходимо всячески поддерживать, – подчеркнула критик. – Такой фестиваль воспитывает культуру «участия», в отличие от пассивного потребления культуры. Здесь зритель должен выбрать маршрут, сделать выбор. И это замечательно».
Директор озерского театра подтвердил, что практика привлечения зрителей, в том числе молодых, с помощью необычных театральных проектов (кроме «Ночи» «Наш дом» развивает еще несколько альтернативных проектов) дает свои плоды: средняя наполняемость зала составляет 71%, а для закрытых городов это очень высокий уровень.
Напомним, несмотря на обилие участников, зрители имеют возможность посмотреть не больше двух-трех коллективов: выступления поделены на два блока – до и после полуночи, и идут одновременно на семи театральных площадках.
Корреспонденту «Нового Дня» удалось побывать на премьере постановки озерского театра кукол «Золотой петушок»: в уютном пространстве мансарды, под самой крышей театра, два артиста разыграли трогательную историю любви актеров-пенсионеров по пьесе молдавского драматурга Николае Есиненку «Черный кофе».
Пожилые супруги, отправившиеся на «заслуженный отдых» раньше времени из-за конфликта с директором театра, пытаются жить обычной жизнью пенсионеров, но театр не опускает. Муж и жена постоянно раздражаются, ссорятся и выясняют отношения по пустякам, находят нелепые объекты приложения жизненной энергии. Так, героиня, однажды увидев «колышек» на пустыре напротив дома, решает, что начинается строительство, и буквально изводит супруга разговорами об этом.
Однако за бытовыми зарисовками скрывается настоящая всепоглощающая любовь – единственное средство спасения и существования в опустевшем без театра мире.
Артистам Сергею Гальперину и Светлане Трофимовой-Ерохиной удалось удивительно точно и глубоко передать чувства «бывших» актеров, показав, что на самом деле бывших актеров не бывает.
Еще одну историю любви представил театральный проект Президентского центра Бориса Ельцина «В Центре» – спектакль по пьесе «Карусель» драматурга Валерия Шергина. Повествование ведется от имени человека, юность и молодость которого выпали на 90-е года прошлого века.
Распад советской империи, путчи и перевороты, дикий капитализм, карточки на еду и даже чеченская война – все это служит лишь фоном путешествия героя в прошлое. Именно в этих исторических декорациях к нему нагрянул первая любовь.
Екатеринбуржцы достоверно и даже с нежностью изображают 90-годы, хотя кроме самого героя и его чувств ничего определенно светлого в пьесе нет, зато есть много юмора.
«Скоро появится черный лебедь»
По словам исполнителя роли главного героя Александра Фукалова, на самом деле это интерактивный спектакль: зрители вместе с артистами перемещаются по всему Ельцин-центру, а действие разворачивается в воссозданных там декорациях 90-х. Но даже «походный» вариант, где роль декораций выполняла видеопроекция, произвел на зрителей неизгладимое впечатления, что во многом является несомненной заслугой слаженного актерского ансамбля.
Отметим, в этом году у организаторов появилась определенная уверенность в том, что «Ночь в театре» будет жить. Муниципальные власти (театр «Наш дом» является городским учреждением культуры) на пресс-конференции, предваряющей фестиваль, заявили, что и театр, и эта акция нужны городу. А заместитель министра культуры Челябинской области Григорий Цукерман намекнул, что «попробует» проллобировать включение фестиваля в областные программы.
Любимцы публики трио «Трое»
Челябинск, Юлия Малецкая
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2016, РИА «Новый День»