Êtat d'âme: немолодые, несчастливые, невидимые Авторская колонка Элеоноры Шниперсон
Не люблю ноябрь. Его серость, его убывающий, как шагреневая кожа, свет. Впрочем, мне нравится его графичность – когда выпадает-тает первый снег (этот год игнорируем), ты словно бы живешь некоторое время в черно-белом кино; нравится приходить в теплый дом, освещенный мягким светом торшеров и прочих «маленьких» источников, создающих необыкновенный уют в промозглой стране, где самое большое сокровище в холода (климатические, политические, «психоневрологические» – твои близкие, из которых один (одна) половинка, пусть и вполне себе независимо существующая).
В связи с ноябрьским настроением я хотела сказать пару слов о душевном состоянии своих ровесниц и старших сверстниц, у которых эта половинка самоаннилигировалась, сгнила, вообще не нашлась… О тех, кому наступающую зиму приходится встречать в самом главном одиночестве…
Фэйсбук*, где « непарные» знакомые дамы и м-ль лихорадочно пишут о психологических практикумах, на которые записались, о пилатесе и йоге, коими прониклись; о танцах живота, что успешно побороли целлюлит и хандру; о самодеятельном пении и освоенной технике фламенко; о возвращении из очередного путешествия или похода в клуб, театр и пр; размещают очередные фотосессии, в комментариях к коим такая же возрастная «группа поддержки» экзальтированно вопит: «Ты как девочка, за полвека ни капли не изменилась» и тут же размещает (с угадываемой мольбой о подобной лжи) свои «нетленные» лики – напоминает бесконечную морзянку «SOS» – крик о помощи огромного количества еще крепких и вполне симпатичных «кораблей» и автономных «подлодок» в море какой-то безысходной тоски и дезориентации.
Еще хуже – звонки от дальних и местных подруг: тот же лихорадочный перечет что «сделано, увидено, освоено» с ожиданием похвалы и восторга, а после – всхлипы одиночества: «все цели достигла, что делать, как и зачем жить, никому я не нужна». И это еще не самый плохой вариант – у этих тетенек есть дети, работа, какие-то деньги, приятели, хобби и энергия, у некоторых даже появились заграничные «мужья» – слава Инету!
Самый плохой – да вы и сами знаете, какой: женщины- невидимки с ворохом проблем, болезней и абсолютным отсутствием денег и перспектив.
Да-да, я знаю, можно сказать: сами виноваты, не отстояли свою цельность, ценность. Но вы же знаете, что это не полная картина. В патерналистском обществе, каковым является россиянское, женщинам не просто заставить систему изменить введенные стандарты, от которых цивилизованный мир давно отошел…Вы скажете: мужчинам тоже непросто, не все женщины на свете «нежные, как майский ветер», одиночество и их удел. Это – да, но российские стандарты «заточены» все-таки под мужчин. И не лукавьте, «нашей» женщине труднее обрести зону комфорта (во всех смыслах). А последние годы и из этой зоны её активно выталкивают.
Что делать? Я не знаю, и пока испытываю неконструктивную жалость, выслушивая и читая все эти «SOS». А вот мой любимый Михал Михалыч, наблюдая за той же невеселой картиной изоляции «дам, кому за 50», похоже, знает. Дочитайте его текст. Это совсем не лишняя в хмурый ноябрь витаминная инъекция – интеллектуального и социального здравомыслия.
Михаил Жванецкий. «Исчезновение».
K тому, что в нашей стране исчезают отдельные люди, мы уже привыкли. Но у нас внезапно исчезло целое поколение.
Мы делаем вид, что ничего не случилось. Пропадают женщины. Пропадают женщины после пятидесяти.
Они исчезли с экранов, они не ходят в кино, они не появляются в театрах. Они не ездят за границу. Они не плавают в море.
Где они? Их держат в больницах, в продовольственных лавках и на базарах и в квартирах.
Они беззащитны. Они не выходят из дому. Они исчезли. Они не нужны. Как инвалиды.
Целое поколение ушло из жизни, и никто не спрашивает, где оно. Мы кричим: «Дети наше будущее»!
Нет. Не дети. Они наше будущее. Вот, что с нами произойдет.
Всю карьеру, всю рекламу мы строим на юных женских телах и на этом мы потеряли миллионы светлых седых голов.
Почему?! Как девицам не страшно? Это же их будущее прячется от глаз прохожих.
Много выпало на долю этих женщин. Дикие очереди, безграмотные аборты, тесные сапоги, прожженные рукавицы.
И сейчас их снова затолкали глянцевые попки, фарфоровые ляжки, цветные стеклянные глаза.
Юное тело крупным шепотом: «Неужели я этого недостойна?" Ты-то достойна. Мы этого недостойны. Мы достойны лучшего.
Мир мечты заполнили одноразовые женщины, которых меняют, как шприцы. Поддутые груди, накачанные губы, фабричные глаза. Все это тривиально-виртуальное половое возбуждение, от которого рождается только визит к врачу.
Вы представляете стихи об этой любви?
Мы изгнали тех, кто дает стиль, моду, вкус к красоте, изящной словесности, кто делает политиков, кто сохраняет жизнь мужей.
На них кричат в больницах: «Вы кто, врач?" «Я не врач,– говорит она тихо. – Но я борюсь за жизнь своего мужа, больше некому в этой стране».
Они – эти женщины сохраняют для нас наших гениев. Потеряем их – уйдут и их мужья, люди конкретного результата.
Останутся трескучие и бессмысленные политики и несколько олигархов, личная жизнь которых уже никого не интересует. Они ее вручают в совершенно чужие руки. Вопрос только в том, станет ли иностранная медсестра за большие деньги временно любящей женой.
В тридцать лет останутся только ноги, в сорок глаза, в сорок пять уплывет талия, в пятьдесят всплывут отдельные авторши отдельных женских детективов, в пятьдесят пять борцы за присутствие женщин в политике, а в шестьдесят исчезнут все.
Хотя именно эти исчезнувшие женщины создают королей и полководцев. Они второй ряд в политике. А второй ряд в политике главный.
Они оценивают юмор, живопись, архитектуру и все сокровища мира, а значит, и оплачивают их через своих мужей.
Я этим летом на одном благотворительном концерте увидел их. Я увидел исчезнувшее в России племя, племя пожилых дам стройных, красивых, в легких шубках и тонких туфлях и их мужчин, чуть постарше.
Это была толпа 60, 65, 70, 80, 85-летних. Они хохотали и аплодировали, они танцевали и играли в карты. Они заполняли огромный зал с раздвижной крышей.
Это были не олигархи, не министры, не короли. Это были женщины, лица которых составляют герб Франции.
Определить талант очень просто – вы смотрите, какая женщина возле него. Возле Пушкина, возле Высоцкого, возле Есенина. Потом вспоминаете, какая женщина была возле Брежнева, возле Хрущева, возле Сталина. Не было их у них! Всё было у них, а этих людей у них не было! Вот я и говорю: ты сам такой, какая женщина возле тебя!
Из жён надо выбирать весёлых.
Из весёлых – умных.
Из умных – нежных.
Из нежных – верных.
И терпеливых.
И терпеливых!
Челябинск, Элеонора Шниперсон, Евгений Полак
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2016, РИА «Новый День»