Империя: распад или федерация. Спецпроект РИА Новый День «Государство и революция»
В последние несколько лет отчётливо видно, что в общественном сознании вызревает мысль о распаде России на несколько государств. Обоснованием этой идеи служат две причины, одна из которых относится к внешней политике, а вторая – к внутренней.
Исходя из внешнеполитической причины, распад нужен для того, чтобы страна перестала быть агрессивной и прекратила нападать на другие страны, вмешиваться в дела других государств. Уменьшение в размере и сопутствующее этому ослабление делает её если не миролюбивой, то заинтересованной в развитии добрососедских отношений, переводит активность из военной сферы в экономическую.
Вторая, внутренняя, причина заключается в том, что небольшая группа присвоила себе всю власть, захватила все ресурсы, сосредоточило в своих руках все финансы и занимается вредительством в отношении остальной страны. Центральная власть чрезмерно сильна, никому неподконтрольна и вытворяет, что хочет, не считаясь ни с кем и ни с чем. Распад страны на несколько государств позволяет им самостоятельно распоряжаться своими ресурсами и проводить собственную политику, направленную на решение внутренних проблем и развитие.
Обе причины опираются на факты неудовлетворительного положения страны, и предлагаемый вариант действительно выглядит выходом из тупика. Однако он не гарантирует движения вперёд. Выход из тупика – это всегда движение назад, но это не даёт основания считать, что потом развитие пойдёт по правильному пути. Это относится и к России в целом, и к новым государствам, которые возникнут в случае её распада.
Гарантией правильного развития может быть правильное устройство государства – механизма управления жизнью общества. Дробление страны с сохранением прежнего государственного устройства – но уже внутри новых государств – даст прежний результат.
То есть решающим фактором является не размер страны, а система управления ею. Из этого следует, что сегодняшние проблемы России существуют из-за неправильного её устройства, и решать их нужно переустройством.
Главная проблема России в том, что она была и остаётся империей. Развитие происходит за счёт присоединения чужих территорий, причем развитие империи заключается лишь в расширении её границ, без качественных изменений, то есть без прогресса. Все дело ограничивается захватом и потреблением чужих материальных благ. Ресурсы колоний стягиваются в центр, в метрополию, для обеспечения высокого уровня жизни, а в самих колониях этот уровень закономерно снижается.
Исторически, это типичный вариант развития сильных государств, обществ. Однако со временем этот путь становится неэффективным, поскольку ресурсы колоний небесконечны, а простое их выкачивание не позволяет двигаться вперёд: самой метрополии это не нужно (и так всё хорошо), а колонии, материально и духовно обескровленные, развиваться не в состоянии. Поэтому, через какое-то время неизбежно наступает этап загнивания, упадка, за которым следует распад. Территория империи, полностью истощённая, уже не может существовать как целостность.
Чтобы продлить существование, империя может пытаться захватить ещё ресурсов на стороне, действуя привычным для себя способом. Так было, например, в Первую мировую войну, когда существовало много империй, у всех у них был кризис, и все рассчитывали поправить дела за счёт отъёма чужих колоний «сравнительно честным способом» (копирайт Остапа Бендера). То есть официально объявленной войной. Но в результате все империи разрушились. Британская – немного позже, и не разрушилась, а преобразовалась в Содружество, но сути дела это не меняет. Эпохе империализма пришёл конец.
Вторая мировая война – это, так сказать, последние её судороги. Тогда Гитлер пытался улучшить экономическое положение Германии захватом чужих ресурсов. Как он объяснял, Германии не хватало «жизненного пространства», хотя на самом деле не хватало всего – Германия находилась в кризисе после Первой мировой, экономика была разрушена, нужно было платить гигантские репарации. И обычным путём выйти из этой ситуации было затруднительно. Во всяком случае, Гитлер иного выхода, кроме войны и расширения территории, не видел. Ну и, как известно, ничего из этого не вышло. Восстановить империю (рейх) не получилось.
В мире осталась последняя империя, и, очевидно, её существование подходит к концу.
Как теперь говорят, история повторяется трижды – первый раз как трагедия, и ещё два раза для дураков. Если считать, что распад Российской империи был трагедией, то распад СССР – это второй раз. Бог любит троицу.
Послевоенный западный мир отказался от империализма, предпочтя интенсивное развитие экстенсивному. Сформировались новые правила, международное право, которое запретило захватнические войны и, благодаря всеобщему согласию в этом, стабилизировало ситуацию. Поэтому, любое государство, которое начинает захватническую войну, автоматически оказывается вне закона.
При распаде СССР у России было два пути: правовой и неправовой. Первый путь означал принятие установившегося в западном мире порядка, соблюдение его законов. Второй путь – это продолжение традиционной – и уже устаревшей – империалистической политики. В то время в России много говорилось о необходимости создания правового государства. Это показывает, что понимание проблемы выбора уже существовало. Однако на практике страна пошла другим путём, якобы своим особым, а на деле – неправовым. Неудивительно, поэтому, что принципиальный выбор преступного пути привёл к расцвету преступности, которая теперь заполняет всё пространство сверху донизу.
Но правовой путь перед Россией не закрыт. Только лишь правящий слой заинтересован в том, чтобы страна находилась вне правового пространства. Для всех остальных это путь к благополучию. И от этого выбора зависит, что ожидает Россию в будущем, – распад или продолжение существования.
В основе государства – правовая система. Которая есть план, чертёж государственного механизма. Эта система обязательно должна дополняться эффективными средствами принуждения государства действовать в соответствии с правом, потому что отсутствие этих средств делает правовую систему формальной, необязательной для исполнения. Например, сейчас таких средств нет, и мы видим, что право в стране не работает. Но всё-таки оно есть. Его только нужно подправить и дополнить.
Распад страны вполне возможен, и чем дальше, тем вероятность такого события выше. Но в нашем положении распад объективно не может быть привлекательным вариантом – потому что он произойдёт в самом конце, когда ситуация будет хуже некуда. Стремиться к такому состоянию неестественно. К тому же, это неудачный выход с экономической точки зрения: единая экономика с единой финансовой системой в международной торговле гораздо выгодней, чем множество мелких экономик с деньгами местного значения. В маленькую страну много не продашь. Соответственно, на местную валюту много не купишь. Значит, валюта будет заведомо слабой, а с ней и экономика. Намного лучше просто восстановить действие Конституции и привести государственное устройство в соответствие с ней.
Для сохранения целостности страны (с согласием субъектов федерации) у нас в законодательстве есть всё необходимое. Например, статья 1 Конституции закрепляет федеративное устройство государства, что полностью отрицает существование империи. Статья 5 определяет состав Российской Федерации и права её субъектов, закрепляя за ними равноправие и право на самоопределение, обеспечивая им широчайшие возможности для самостоятельной деятельности. Статья 15 закрепляет за Конституцией высшую юридическую силу, а статья 16 характеризует изложенные в 1 главе Конституции принципы как основы конституционного строя. Любые законы и распоряжения, противоречащие Конституции, объявляются противозаконными.
Там всё замечательно – одно только плохо: в Конституции не определены меры её защиты. Поэтому она не работает. Это упущение должно быть исправлено.
Челябинск, Сергей Ясинский
© 2017, РИА «Новый День»