Политолог Олег Касаткин: челябинский бизнес может, не опасаясь преград, приходить в Сибирь
Челябинец Юрий Параничев стал первым в современной истории Южного Урала чиновником, которому удалось совершить карьерный скачок, переместившись с поста главы районной администрации Челябинска в кресло первого заместителя губернатора Иркутской области, значительно усилив команду молодого губернатора-железнодорожника Александра Тишанина.
Результат работы Параничева очевиден: эксперты говорят о стабилизации бюджетной сферы области, снижении уровня безработицы. Впечатляют и политические результаты: референдум по вопросу об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УОБАО), вопрос о котором курировал г-н Параничев, состоялся.
О карьере Юрия Параничева, о целесообразности введения механизма назначения губернаторов, о результатах референдума и многом другом корреспондент «Нового Региона» побеседовал с политологом Олегом Касаткиным, членом «Байкальского движения».
«Н.Р.»: Олег, как Вы оцениваете результаты референдума и вклад в него нашего земляка Юрия Параничева?
Олег Касаткин: Несомненно, укрупнять регионы необходимо, особенно, такие как УОБАО и Иркутская область. Люди это понимают. Если внимательно посмотреть на карту, то видно, что УОБАО полностью окружен территорией Иркутской области и давно несамостоятелен во многих вопросах, начиная с транспортных и заканчивая торговлей сельхозпродуктами. Поэтому такие внушительные цифры результатов голосования на референдуме – более 75% явки в области и почти 100% в округе и более 90% высказавшихся за объединение – только подтвердили этот факт. Именно на это обратил внимание первый вице-губернатор Иркутской области Юрий Параничев, когда держал отчет по итогам референдума перед Законодательным Собранием области вместо губернатора Александра Тишинина.
«Н.Р.»: Это нормальная практика для Иркутской области, когда по столь весомому вопросу губернатор перепоручает доклад своему заму?
Олег Касаткин: Надо отметить, что аппаратный вес Параничева в области сегодня очень высок. Если сначала его появление в области было встречено в штыки и его даже первоначально не утвердили на ЗАКСе, то уже после нескольких месяцев работы многие эксперты в области говорят о том, что без Параничева губернатору области пришлось бы нелегко. Не секрет, что многие московские ФПГ оказывали давление на губернатора, особенно алюминщики и лесодобытчики. Одно время даже обсуждалась тема противодействия референдуму силами крупных корпораций, но после того, как команда губернатора твердо настояла на правилах участия корпораций в референдуме, все успокоилось. Переговорщиком был в числе других и Параничев, поэтому ему, одному их тех, кто «ковал победу» и было поручено докладывать на исторической сессии перед Законодательным Собранием 19 апреля. Тем более что у губернатора была уважительная причина – он праздновал свой 40-летний день рождения в Иерусалиме.
«Н.Р.»: Иркутская область уже почти год, как живет с новым губернатором Александром Тишаниным, который, не являясь уроженцем области, привел с собой команду иногородних специалистов. Как живется иркутянам с новым начальством?
Олег Касаткин: Конечно, поначалу всех воспринимали с осторожным любопытством и где-то даже с недоверием. Но, как говорится, общая работа сближает. Формирование бюджета на 2006 год, референдум, работа с федеральными структурами по подготовке Указа президента накануне объединения заставляли притираться исполнительную власть и депутатский корпус, поэтому в иркутской элите сегодня все спокойно. Тот же челябинский бизнес может сегодня, не опасаясь преград, приходить на иркутскую землю. Область ждет инвестиций и в домостроительный бизнес, и в ритейл, и в переработку леса. Администрация губернатора окажет помощь и содействие.
С доверием населения к власти сложнее. Накануне референдума делались замеры, и их результаты говорят о том, что люди прежде, чем поверить, хотят увидеть реальные дела от губернатора. Хотя там, где тот же Параничев или Тишанин участвовали в разрешении конкретных муниципальных вопросов, уровень доверия был гораздо выше. Дальнейшая судьба губернатора зависит от того, как будут реализовываться положения Указа Президента, который вышел накануне дня голосования о строительстве моста через Ангару, больниц и иркутской окружной дороги. В целом можно сказать, что идея с назначением губернаторов дает дополнительные возможности регионам. Назначенцам Президента отказывать в Москве тяжелее. Другой вопрос, если губернатор не приживается в местной политической элите.
«Н.Р.»: Как политические партии участвовали в работе по организации референдума?
Олег Касаткин: Почти все крупные партии создали свои инициативные группы и вели разъяснительную работу. Особенно отмечу партию «Единая Россия» и ЛДПР, которые представляли в регионе Александр Карелин и Владимир Жириновский. Их агитация была яркой и убедительной.
Сегодня стоит на повестке дня уже вопрос будущего партий. Предстоит объединить региональные отделения в единые организации и подготовиться к выборам в объединенный парламент нового субъекта федерации. И, на мой взгляд, надо укрепить партию «Единая Россия» представителями команды губернатора.
«Н.Р.»: Не самим губернатором?
Олег Касаткин: Александр Георгиевич еще в самом начале своей работы на посту губернатора сказал, что его задача – привлечь к улучшению жизни иркутян силы всех политических партий и поэтому вступать в «Единую Россию» он не собирается, а вот вашему земляку Юрию Параничеву сам бог велел.
«Н.Р.»: Проблема Байкала последнее время не сходла с полос газет и экранов телевизоров.
Насколько реальна угроза загрязнения Байкала?
Олег Касаткин: Посмотрите, что творится на Камчатке, которую трясет уже почти неделю, какие там разрушения, и вы поймете, какая фатальная ошибка может быть совершена, если труба пройдет вблизи нашего озера. Если оборвется линия электропередачи, то все системы защиты «умной» трубы перестанут работать и уникальная экосистема Байкала будет погублена! Надеюсь, недавнее жесткое указание Президента об изменении проекта и переносе будущего нефтепровода вдаль от озера будет выполнено.
«Н.Р.»: И последний вопрос. Если бы вы посмотрели на карту, какие бы регионы Урала можно было обсуждать с точки зрения объединения?
Олег Касаткин: Я не являюсь экспертом по Уральскому региону, но, на мой взгляд, объединение Челябинской и Курганской областей было бы целесообразно с точки зрения укрепления южного подбрюшья России и препятствованию наркотрафика. Тем более что челябинец, который уже участвовал в процессе объединения субъектов, у вас уже есть.
«Н.Р.»: Параничев?
Олег Касаткин: Да, Юрий Параничев.
Челябинск, Александр Никифоров
© 2006, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».