AMP18+

Челябинск

/

Экспертиза «НР»

/

Экспертиза «Нового Региона»: классики и современники

В Екатеринбурге прошло окружное совещание с участием министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Южноуральский губернатор, как можно было бы предположить, должен был представить доклад о состоянии борьбы с коррупцией. К этому подталкивала и фантастическая статистика правонарушений в этой сфере в целом и самоубийство главы Карталов, в частности. Однако выступление Петра Сумина затронуло совсем другую проблему, хотя и важную в своей основе, но для Челябинской области не такую уж актуальную – экстремизм и этносепаратизм. При этом, как оказалось, в разновидность экстремизма может быть отнесено и неправильное освещение коррупционных скандалов. Впрочем, по мнению экспертов, есть в этом некоторые закономерности. Ситуацию комментирует политолог Семен Абрамов:

«Вопрос об экстремизме как раз и всплыл с подачи депутатов Госдумы от «Единой России» как некий ограничитель того потока критики, который льется в сторону Кремля и их идейных сторонников. Зачистив основную политическую площадку и выпихнув на периферию «несанкционированных» противников, власть получила радикализацию настроений в среде оппонентов. Потеряв возможность цивилизованной конкуренции, последние, поэтому, и перешли на уровень «непарламентских» методов ведения борьбы.

Разве не единороссы заявили себя как центристов, да еще таких, которые, когда нужно, правее правых и левее левых: не обойти, не объехать? А если кто и появлялся с флангов, то ему тут же создавался радикальный, но как бы контролируемый противовес. В итоге фиктивные радикалы сами стали неплохими катализаторами крайних настроений в обществе.

И разве не вся исполнительно-законодательная вертикаль последовательно отыгрывала конфликтные ситуации в отношении соседей по СНГ в националистическом ключе? Грузия, Украина, Белоруссия, Эстония. Впрочем, доставалось и заокеанским партнерам, и Евросоюзу. В поиске основ суверенности собственной государственности Россия выбрала путь общения на повышенных тонах, и странно было бы, если внутренняя полемика, загнанная на задворки, не обрела такой же колорит.

Собственно, разлившаяся по стране националистическая агрессия и вынудила депутатов обозначить рамки, где патриотизм и экстремизм различаются как легитимная и запретная части единого процесса. При этом приятным бонусом стало то, что любая критика власти теперь может быть сочтена чрезмерной и приравнена к экстремизму. Сложилась парадоксальная ситуация, когда власть предержащие, выступающие зачастую генераторами нестабильности, предлагают поставить под запрет последствия собственной политики.

Тем более странно, что за поиском ответов глава МВД отправился на Урал, где проблемы экстремизма, а тем паче этносепаратизма, выглядят несколько экзотично – серьезных конфликтов на этой почве здесь не было уже давно.

Вот и губернатор Челябинской области, похоже, оказался в тупике, пробуя нащупать нерв проблемы. По его мысли главным носителем экстремизма является неустроенная молодежь, которая из-за недостатка внимания власти, общества «проваливается в подполье, как сказал бы Достоевский, бреет голову и берет в руки бейсбольную биту».

Оставим бритоголовых бейсболистов по Достоевскому на совести губернаторских спичрайтеров, отметим лишь, что разговор о расслоении общества, об отсутствии социальных гарантий и сужении перспектив профессионального роста применим как к большинству молодежных проблем, так и проблем любых других социальных слоев. Однако из этого еще не следует решение задачи. За всеми этими проблемами стоит одна универсальная ущербная природа во взаимоотношениях общества и власти, которая раз за разом воспроизводит конфликтные ситуации, и речь идет, в первую очередь, о безответственности и неподконтрольности бюрократической машины.

Мало создавать общественные палаты, выкуривая при этом некоммерческие организации, мало внедрять молодежный парламент с туманными функциями, плохо понимая суть молодежной политики, мало заботиться о нравственном состоянии умов подрастающего поколения через запреты, будь то в сфере политической активности, или пользования системой Интернет. Экстремизм так не победишь. А вот что действительно необходимо сделать во имя искоренения экстремизма, так это научиться власти самой исполнять законы, играть по общим правилам и слышать мнение и критику других. Тогда не придется выискивать политических врагов, которые используют темы экологии или коррупции с целью вызвать в обществе «синдром властененавистничества».

Когда под следствием находятся два вице-губернатора, энное количество сотрудников аппарата, дюжина мэров, а СМИ неустанно выдают на гора подробности очередных коррупционных скандалов, трудно представить власть каким бы то ни было моральным арбитром, а без этого как объяснить обществу, молодежи или хотя бы главе МВД, «что такое хорошо, что такое плохо», как сказал бы Маяковский.

© 2007, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Экспертиза, Урал, Россия,