Экспертиза «НР»: почему нервничают южноуральские политики
РИА «Новый Регион – Челябинск» открывает новую рубрику «Экспертиза «НР», в которой предоставит слово экспертам – знатокам политической и экономической ситуации в Челябинской области, способным, продравшись через дебри официальной и не всегда объективной информации, угадать тенденции, выявить причины и просчитать все возможные последствия развивающихся в регионе процессов. Тема сегодняшнего дня – политический расклад накануне выборов в Законодательное собрание Челябинской области. Свое мнение высказал политолог, кандидат политических наук Семен Абрамов.
Встраиваемая техника
Россия отметила годовщину трагических событий в Беслане. В течение всего года эта тема не сходила со страниц газет и телеэкранов, ее обсуждали и на заседаниях Советов безопасности и на кухнях. Предпринят целый комплекс мер по предотвращению подобных трагедий, но, судя по настроениям в обществе, большинство россиян не стали ощущать себя более защищенными, в отличие, например, от губернаторов. Президентские инициативы по изменению выборного законодательства стали, пожалуй, самым неожиданным следствием Бесланской трагедии. Теперь губернаторы утверждаются региональными парламентами с представления главы государства. Чем это помогло с точки зрения борьбы с терроризмом, не ясно, однако на статусе региональной представительной власти отразилось определенно. Невзирая на многочисленные «но» такого неравного альянса по принятию важнейшего решения для жизни субъектов федерации, формальные полномочия местных парламентов возросли. По мере приближения выборов последний неотрегулированный сегмент стихийного волеизъявления народа также подлежит корректировке. Здесь ставка будет сделана, главным образом, на партии кремлевского пула, намертво вмонтированные в президентскую вертикаль: «Единую Россию», «Родину» и «ЛДПР».
Между тем, организационный мандраж, охвативший кремлевских фаворитов с разной степенью тяжести, вызывает вопросы: способны ли они эффективно отработать выданные авансы во время предвыборной кампании? Ведь в политической конкуренции, как в игре в пятнашки, прямолинейные ходы в попытках угадать избирательный тренд не приветствуются. Необходимо объемное видение ситуации, а вот кто должен его демонстрировать на местах, неизвестно.
Отчасти в этом виноваты сами власти. Взяв за основу принцип лояльности, партиям предложили сыграть роль массовки, которая разве что придает достоверности и легитимности происходящему политическому действу. «Управляемая демократия» привела к бюрократизации партийных органов, готовых на лету ловить указания сверху, но окончательно потерявших чутье к запросам населения.
В свою очередь, повинуясь внутренней логике развития, новоиспеченная система стала выдавливать сколько-нибудь способных людей, и, как следствие, общая партийная масса оказалась безликой. В этом и скрыта главная угроза – в условиях прямых выборов (парламентских, мэрских или местных законодательных органов) отделениям фактически некого выдвинуть в качестве безусловного лидера. Система нивелировала харизму подопечных, дабы оттенить образ вождей.
Кто на новенького?
Дебаты вокруг того, кому возглавить Челябинское региональное отделение «Единой России» непростительно затянулись. Мало того, что заминке предшествовала долгая перепалка между кланами Давыдова – Жиганова, так теперь, за несколько месяцев до выборов, партия не может выдвинуть маломальского лидера, способного проводить согласованную политику. При этом, кажется, ни у кого не вызывает озабоченности тот факт, что кадровая неопределенность оттягивает силы и не позволяет работать в другом направлении – на электоральном поле.
Но, собственно, кого сегодня может предложить «Е.Р.»? Мякуш, Елисеев, Козлов? Степень раскрученности этих, по существу, функционеров не дотягивает по политическому весу даже до покойного Виктора Давыдова, бывшего отнюдь не самым публичным политиком Челябинской области. Кандидатуры видавших виды госдумовских единороссов типа Гришанкова отброшены, сдается, еще на старте. Ожидать вливания свежей крови со стороны также бессмысленно – слишком мало времени. Получается, что в распоряжении местного отделения остается лишь репутация «молодого члена партии» губернатора Петра Сумина. При таком таране все равно, кто формально возглавит здесь партию, списочный состав с губернатором наперевес и мощным административным ресурсом в любом случае обеспечат необходимый минимум. Однако кто может знать, не обернется ли подобная «пиарова» победа, победой пирровой? Конкуренты также просчитывают ситуацию, и для них в таком раскладе нет никакого откровения.
Последнее вор не берет или сытый голодного не разумеет
Так уж повернулась карьера Валерия Гартунга, что наибольшие политические дивиденды ему приносило пребывание в оппозиции. И на первых, и на вторых, и на третьих госдумовских выборах, и при раскрутке Партии пенсионеров, всюду использовался жупел нерадивых чиновников, объявивших войну свободолюбивому предпринимателю. Прослеживается определенная стратегия: кандидат выбирает себе в спарринг – партнеры максимально известного политика и таким образом как бы заявляет о равенстве политических потенциалов. Несколько раз такой прием срабатывал на местном уровне. Теперь в число врагов продвижения «РПП» вошла администрация президента. Рост амбиций налицо. НА волне борьбы с администрациями разных уровней РПП намеревается отвоевать около 20 мандатов, то есть треть мест в ЗСО. Для Гартунга такой поворот серьезное подтверждение правомочности своих устремлений. Для функционеров «Е.Р.» – сущий кошмар с последующими организационными выводами. Сумеют ли они что-нибудь противопоставить РПП или в очередной раз наступят на грабли банального административного ресурса, посмотрим. А что касается шансов, то, как говорил один мудрец, их всегда 50 на 50 – либо сбудется, либо нет.
Демонстрация брэндов
В отличие от доморощенной Партии пенсионеров, другие партийные соискатели мест в законодательном органе – проекция федеральных структур. За исключением, пожалуй, КПРФ, фигуры региональных лидеров мало что говорят избирателям. Но, включая коммунистов, все они будут строить свою политику на популярности партийного брэнда.
Диспозиция предстоящих действий на политическом фронте создает для них как возможности, так и угрозы. В соответствии с известным принципом «радуется третий» каждый может выступить в конфликте «ЕР» и «РПП» неким арбитром, задействовав критику себе на пользу. У электората, известно, короткая память и немногие до сих пор живо переживают критические аргументы в адрес КПРФ или «Яблока». Между тем, перерыв в активной публичной деятельности вполне способен породить волну ностальгии по некогда знаковой риторике Зюганова или Явлинского. Затертые прежде клише сегодня могут выглядеть впечатляюще, особенно на фоне невнятной филиппики нынешних «небожителей».
С другой стороны, есть риск, что бодание «единороссов» с «партпенсами» превратится в основной сюжет предвыборной кампании. В этом случае градус борьбы привлечет к себе внимание общественности всецело. В итоге партийные списки могут предстать элементарными бюллетенями с ничего не говорящими фамилиями кандидатов.
Одномандатники
Эта категория кандидатов в нынешних политических условиях признана почему-то неблагонадежной. На федеральном уровне прилагаются все усилия, чтобы заковать их в партийные доспехи. Вероятно, по инерции эта тенденция распространилась и в регионы, где кандидатуры беспартийных отныне будут занимать только половину кресел. При желании здесь можно обнаружить и «коварный» умысел действующей власти – одномандатники, как правило, политически лояльны. В большей степени их интересуют хозяйственные проблемы территорий. Но именно эта ориентация позволяет образовать в ЗСО умеренное большинство в связке с «Е.Р.», которое застрахует представительную ветвь от неконтролируемых решений.
Операция на сердце
Любопытная ситуация развивается в Москве. Только-только опытный политический долгожитель Лужков заявил о своем уходе с поста мэра столицы через два года, как из его близкого окружения стали исчезать люди. Одного направили в Нижний Новгород, другому присматривают Калининградскую область. Очень похоже, что весь этот пасьянс – звенья одной цепи в операции «Преемник». Расклад отражает передел сфер политического влияния в преддверии 2008 года. Кто-то укрепляется, кто-то наоборот сдает позиции.
Стоит ли ожидать аналогичных перемен на Южном Урале? Наверняка подобные размышления посещают головы руководителей области. А ну как за гранью 2008-го страну захлестнут оранжевые, розовые или другие настроения? А если впоследствии договориться не удастся и столь долгая карьера чинно пойдет ко дну? Ведь не даром же Лужков рисует пути отступления буквально загодя.
Все это не досужие разговоры. Достаточно было увидеть, как нервно реагировали местные единороссы в поисках регионального лидера на возможную кандидатуру Михаила Гришанкова, или кулуарно отваживали Валерия Панова. Слишком хороша эта должность для старта на политический Олимп. Слишком очевидно. Стало быть, региональные выборы в Законодательное собрание вполне могут стать прологом к новой конструкции политической власти на Южном Урале. И это ощущение уже витает в воздухе. Оттого так нервно и ведут себя местные политики.
© 2005, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».