AMP18+

Челябинск

/

Экспертиза «НР»

/

Экспертиза «Нового Региона»: кто станет новым губернатором Челябинской области

Информация о возможном уходе Петра Сумина с губернаторского поста уже в следующем году возникает с завидной регулярностью. Ну, казалось бы, чего тут гадать, переназначение состоялось только весной, и до окончания срока еще шагать и шагать. Тем не менее, коррупционные скандалы, охватившие область как раковая опухоль, непонятная кадровая лихорадка в «партии власти» – все это на фоне шквальной пропаганды успешного развития родного края только усиливает мысли о шаткости политического бытия и неминуемости рокировок. И, как минимум, требует объяснений. «Новый Регион» попросил прокомментировать ситуацию кандидата политических наук Семена Абрамова:

«В особенности нынешней системы политического устройства Челябинской области, когда все рычаги управления сконцентрированы в руках губернатора, как раз и кроется главная уязвимость конструкции. Губернатор санкционирует любое действие, но и отвечает при этом за все последствия, будь-то очередной скандал в самой администрации, на муниципальном уровне или даже в сфере частного бизнеса. Губернатор отвечает за все. Естественно, в таком режиме система на долговременной основе работать не может, хотя отчаянно демонстрирует жизнеспособность, пытаясь прикрыть расширяющиеся бреши. Ситуация напоминает излет советской эпохи, когда единственным функциональным сегментом власти оставалась пропагандистская машина. В результате, то, что казалось незыблемым, рухнуло в считанные мгновения.

К факторам политической нестабильности следует отнести также неявную логику Кремля в отношении назначения региональных глав. Борьба с терроризмом, послужившая началом административной реформы, локализует кадровый вопрос вокруг территорий северного Кавказа. Там было необходимо предпринимать скорые меры, дабы увести регион от взрывоопасной ситуации. Очевидно, что до остальных, более благополучных в политическом плане субъектов федерации, руки не доходили и, за редким исключением, главы благополучно прошли процедуру переназначения. Однако это вовсе не означает, что у Кремля нет никакой другой стратегии в данном вопросе.

Чем дальше, тем больше появляются в качестве глав регионов новые лица, опытные и амбициозные политики. Шанцев, Боос, Мень – это ведь не только когорта московских чиновников, но еще и люди способные проводить качественные, а не фиктивные реформы. Если мы посмотрим на Красноярский край, где сейчас сдвинулся с мертвой точки вопрос территориальных слияний, что, кстати говоря, актуально и для Уральского округа, мы сможем понять, какого рода люди станут знаковыми фигурами в процессе административного обновления страны. Поэтому назначения-переназначения будут происходить и дальше, причем без всякой привязки к формальным срокам исполнения полномочий. Ведь, если назначают сверху, оттуда же могут и убрать, а согласования и утряски – это технический уровень процедуры.

Новый виток коррупционных скандалов, причем в самом сердце структуры власти Челябинской области – в администрации губернатора, по мнению многих наблюдателей, существенно ослабляет позиции Петра Сумина. Уже сегодня наиболее независимые политики и бизнесмены стараются держать дистанцию: «Говорили дедушке – уходить нужно вовремя, а сейчас вся эта катавасия с коррупцией скукоживает время его правления по принципу шагреневой кожи». Там и сям всплывает информация о том, что приближенные губернатора озабочены поисками нового хозяина.

Но для начала давайте задумаемся, а куда денется старый? В Москву? Вряд ли. Во-первых, с назначенным особо церемониться не будут – он уже не может спекулировать электоральными симпатиями; во-вторых, он и сам не верит в долгосрочность обещаний федералов. В бизнес Сумин не пойдет, поскольку незнаком с предметом. В Госдуму рановато и незачем, да и не нужен он там партии власти. В оппозицию на старости лет – смешно. В региональный парламент? Выглядит правдоподобно, но и это не вариант для самого Сумина. Казалось бы, чего проще, объявил накануне выборов: «Ухожу в монастырь»,– и стал по списочному результату спикером ЗСО. Но для Сумина с самим зданием бывшего обкома партии связаны малоприятные воспоминания. В 1991-м не столько поддержав ГКЧП, сколько опоздав присягнуть Ельцину, Сумин был заменен в губернаторском кресле Соловьевым и отправился зализывать карьерные раны в облсовет. Но и там он попредседательствовал недолго: Ельцин упразднил и советы. Исход из последней должности был для Сумина чрезвычайно болезненным. И возвращению туда Сумин противится по понятным психологическим причинам. Пока противится. Кроме того, с чиновничьей точки зрения это явное понижение, однако на безрыбье и рак рыба, так что это далеко не самый плохой вариант.

Вопрос второй: кто придет? Точно не суминские преемники. Кто-то не хочет. Кто-то не может. Гришанков? Почему нет? Или Комаров, на днях сообщивший, что у него нет губернаторских амбиций, а после этого заявления мило разулыбавшийся? По мнению наблюдателей, фаворит именно Андрей Комаров. Дело в том, что традиция времен раннего Путина назначать на посты везде и всюду товарищей в погонах себя не оправдала. Исполнять приказы они умеют, могут навести порядок жесткой рукой, а вот развивать экономику как-то не получается. Им нынче отводится роль этаких комиссаров, контролирующих правильность курса, а возглавлять регион, к примеру, может опытный хозяйственный руководитель или какой-нибудь отставной олигарх. Вспомним Абрамовича или того же Хлопонина.

На Урале такие сценарии легко разыграть в Челябинской и Свердловской областях. Действующему олигарху, конечно, не дадут стать губернатором – этого попросту не допустят конкуренты. НО…когда он уходит из бизнеса молодым, богатым, амбициозным – именно они легко могут поспособствовать пройти в дамки. В Екатеринбурге на губернаторство претендует Андрей Козицын. Теперь, когда Махмудов продал свои акции «Норильскому Никелю», Козицын неминуемо покинет УГМК и попробует свои силы в губернаторской гонке. Сенатор Комаров теперь тоже не олигарх и остается одним из самых приемлемых кандидатов на место Сумина. Провести эти фигуры в губернаторы – дело техники и даже не технологий. И это гораздо приемлемей, нежели наводнить кресла губернаторов по всей России людьми в погонах и без малейшего представления о том, как заработать деньги и как их потратить в социально адекватном варианте.

Таким образом, события могут начать стремительно развиваться уже в начале 2006-го года, если Сумин пойдет в ЗСО и там останется. Россель, конечно, на подобный вариант не согласится, и Козицыну нужно придумывать нечто иное для осуществления своих планов. Ну, а Сумину кокетничать с таким размахом антикоррупционной кампании в области не с руки. Можно, конечно, вспомнить о том, что и Сумин, и Россель – чемпионы по бюрократической выживаемости, но, так или иначе, их время объективно истекло, и ключевой вопрос – кто и как будет рулить Уралом дальше – уже в повестке дня.

© 2005, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Экспертиза, Урал, Россия,