Экспертиза «Нового Региона»: всеобщая недооцененность
Благосостояние южноуральцев продолжает расти. Как сообщил вчера губернатор Петр Сумин, среднедушевой доход в Челябинской области за 10 прошедших месяцев вырос на 19% к аналогичному прошлогоднему периоду. Темпы роста зарплаты несколько скромнее – 9%, но цифры все равно обнадеживают: сегодня среднестатистический южноуралец зарабатывает в месяц 7 тысяч 278 рублей, что позволяет ему активно тратить деньги на необходимые товары и услуги – розничный товарооборот и объем оказанных платных услуг в текущем году выросли соответственно на 26% и 15%. Увеличиваются объемы строительства жилья – почти на 60%. А правительство области вместе с руководством Челябинского трубопрокатного завода начинают совместный проект в рамках системы ипотечного кредитования. Завод выступит гарантом и поручителем своих работников перед агентством при получении ипотечного кредита. Заводчане смогут заключить кредитное соглашение сроком до 24 лет под 14% годовых. Замечательный пример для подражания, причем не только в масштабах области, но и всей страны. Непонятно только почему сами южноуральцы не испытывают восторга от стремительно приближающегося благоденствия, да и эксперты оценивают бравые отчеты Челябинской области весьма скептически. Ситуацию комментирует эксперт фонда «Реалити» Андрей Воронов:
«В России имеется весьма богатый исторический опыт пренебрежения в оценке стоимости труда вплоть до полного обессмысливания функции денег. Даже в ХХ веке. Вспомним фактически крепостную политику на селе вплоть до 60-х годов или строительство масштабных государственных проектов от Беломорканала до БАМа за счет рабского труда зэков. Социалистическая тарификация в целом также мало способствовала эффективности производственных процессов и стимулированию технологических новаций. В системе постперестроечного хозяйствования трудно не заметить аналогичных родовых проблем во взаимосвязи работодателя и наемного работника: предельная минимизация расходов на труд, отсутствие поощряющих инструментов и слабое соответствие между квалификационной ценностью сотрудника и уровнем его зарплаты. Все это – следствие совершенно неправильно понимаемой, но модной нынче темы социальной ответственности бизнеса. Пока власть использует этот посыл в целях подпрячь предпринимателей к выполнению тех или иных пропагандистских программ взамен выстраивания четких правил в сфере оплаты труда, существенного прогресса ни в развитии экономики, ни в социальном самоощущении населения, не произойдет.
Вот немного официальной статистики по Челябинской области. Разрыв в доходах 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных слоев обнаруживается более чем в 13 раз. Ниже прожиточного минимума прозябают около полумиллиона населения, а зарплату от 1 до 3 тысяч получают более 700 тысяч человек. С учетом этих цифр, показатель средней заработной платы в 7-8 тысяч демонстрирует как раз чахлое состояние «среднего класса», который по идее, должен цементировать общество. Мы получаем поляризированный социум, где разброс в доходах не способен обеспечивать поддержание общественного договора, что со всей очевидностью приводит к нарастающей маргинализации настроений и снижению деловой активности.
Опять-таки, если расширить низкооплачиваемую группу до доходов в 4-5 тысяч рублей, а ведь такая зарплата не может быть признана удовлетворительной для полноценного существования работающего человека, картина вовсе обретет резкий контраст. И здесь мы можем нащупать нерв проблемы – собственники предприятий проводят политику формирования супердоходов за счет наемных работников. При этом власть не может или не хочет противопоставить этому процессу никакой более-менее внятной позиции.
Лидерами по уровню заработной платы являются предприятия ТЭК, цветная и черная металлургия и финансовый сектор. Здесь денежное вознаграждение варьируется от 10 до 20 тысяч рублей. При этом, что любопытно, предприятия, которые активно ведут себя на внешних рынках и понемногу уже превращаются в транснациональные конгломераты, даже не пытаются привнести международную практику в сферу оплаты труда. В той же металлургии на Западе средняя зарплата может достигать 4-5 тысяч евро и более. Можно, конечно, сослаться на меньшую численность персонала и более высокую производительность, что выливается в соответствующий уровень обеспеченности, но объяснить столь чудовищные расхождения они все равно не могут.
Можно кивать в сторону Китая, где вознаграждение за труд мизерно, а темпы роста экономики невероятно стремительны. Однако если мы представим также и масштабы проблем, с которыми имеет дело китайское общество, успехи Поднебесной не покажутся столь уж впечатляющими. То есть, с точки зрения социальных аспектов заработной платы это не самый лучший для нас пример.
Гораздо разумнее просто нарисовать перспективу – к чему приведет справедливый уровень оплаты труда в наших условиях. Моментально города, в которых сконцентрировано, допустим, металлургическое производство, превратятся в предпринимательскую Мекку. На полную катушку заработает инфраструктура, пищевка, строительство жилья. Свободные средства приведут к развитию платной медицины и образования, что позволит снять избыточную нагрузку на бюджет. Станет возможным существование независимых СМИ за счет рекламного рынка, что приведет к полноценному контролю над государственной властью. Заработает законотворческая функция с прицелом на вполне обеспеченный средний класс, а не на горстку собственников и бюрократов.
Согласен, выглядит немного идеально, а между тем, именно на подобных идеях вырос современный постиндустриальный капитализм, вспомним того же Форда, с его, как казалось тогда, утопичными 5 долларами в час. Вот она та самая социальная ответственность бизнеса перед народом – понимание общественно значимой, стимулирующей развитие, функции зарплаты, вшитой в каждый продукт и услугу.
В России, и в Челябинской области, в частности, все развивается по другому сценарию. Крупный промышленный бизнес попросту имеет лоббистов в соответствующих органах власти. Этот коррупционный инструмент позволяет проводить любое устраивающее решение. Финансовая стратегия служит, главным образом, откачиванию средств, за исключением необходимого минимума для поддержания производства. Создается впечатление, что бизнес не видит и где-то даже боится долгосрочных перспектив, не понимая, что сам и является причиной повышенных рисков и зыбкости экономической почвы.
Между тем, чтобы изменить внешнюю среду, сначала нужно реформировать среду внутреннюю: собственные представления. Может быть, отказаться от игры без правил и циничного взгляда из «забугорной» резиденции на нищенствующих соплеменников, от мысли, что в России все, как всегда, вкривь и вкось. Может быть, набраться мужества и сделать хоть что-то реальное для демократии, породившей предпринимательство как класс. И лучший вариант сегодня – это пересмотреть отношение к доходам своих подопечных. Иначе мы так и будем торжественно объявлять достижением социально-ориентированного бизнеса строительство на паях с бюджетом пары многоэтажек, давно уже заработанных и оплаченных трудом заводчан».
© 2005, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».