Экспертиза «Нового Региона»: зазаборный синдром
С перспективами уголовного дела на главу ПО «Маяк» Виталия Садовникова все становится более-менее понятно. Не зависимо от того, чью сторону поддержит Челябинский областной суд – государственного обвинителя или защиты, дело уйдет на обжалование в вышестоящую инстанцию. Можно говорить о том, что «челябинская» фаза этого процесса Садовниковым уже проиграна, поскольку в Москве шансов замять эту историю уже не будет. Решительный настрой генеральной прокуратуры не оставляет в этом никакого сомнения. Прокомментировать ситуацию «Новый Регион» попросил эксперта фонда «Реалити» Андрея Воронова:
«Очевидно, ощущение бессилия заставляет «маяковцев» прибегать к последним возможностям – выводить к стенам суда «трудящихся, возмущенных действиями прокуратуры» и подключать к этим акциям высокую поддержку в лице спикера ЗСО и губернатора области. А зря. Выступать с собственным мнением в чью-либо пользу в момент прохождения судебного процесса должностные лица не имеют права, если конечно они под юрисдикцией закона, а не над законом. Генеральная прокуратура вполне справедливо расценила это как давление на суд.
Думается, не прибавят очков защите и аргументы, с которыми выступил губернатор. Сказал же он примерно следующее: не надо искать стрелочников, проблема «Маяка» общенациональная и виноваты в ней, прежде всего, сами федеральные органы и Минатом, которые недостаточно финансировали соответствующие программы по реабилитации зараженных территорий, и «посадкой» Садовникова ничего не решишь. Однако, что примечательно, обвиняют генерального директора совсем в другом: в том, что за последние годы ПРОДОЛЖАЛСЯ сброс радиоактивных отходов в Теченский каскад водоемов! Вопрос не в реабилитации, а в намеренном загрязнении территорий, то есть в злостном нарушении российского законодательства на систематической основе. Согласитесь, совсем другой коленкор.
Также непонятен посыл про «стрелочника» и бесполезность «посадки». Кому-то ведь губернатор адресовал эти слова? Кому? Генеральному прокурору? Очень странное понимание правоприменительной практики. Заводится уголовное дело по фактам нарушений, а не по чьей-либо просьбе. Да и необходимость осуждения за совершенные преступления, кажется, никем до сих пор еще не ставилась под сомнение. К тому же, не трудно представить, что следующий генеральный директор, памятуя о судьбе предшественника, вопросам экологии будет уделять первостепенное значение, что для ядерного объекта вещь немаловажная.
Впрочем, у такой аргументационной близорукости есть и вполне прозаичные основания. Если будет доказан сброс радиоактивных отходов в Течу за последние 4 года, Петру Сумину также мало не покажется. Ведь именно он должен был в первую очередь бить тревогу о таком экстраординарном нарушении экологического законодательства. А так получается, что именно его теплые личные отношения с господином Садовниковым препятствовали кардинальному решению проблемы Теченского каскада. Вместо того, чтобы контролировать деятельность ПО «Маяк», губернатор просто отдал на откуп эту тему хорошему другу.
Кстати, несколько лет назад возникал вопрос о строительстве Южно-Уральской АЭС, и тогда областные власти заявляли, что внутренняя гидросистема на «Маяке» заполнена до краев, и остается каких-то три сантиметра до катастрофы. Тогда, честно говоря, казалось, что это такой способ выбить деньги у правительства, и чиновники намерено сгущают краски, чтобы напугать федералов. Но теперь становится ясно, что на самом деле эти три сантиметра никогда не могли быть преодолены зараженной водой, потому что ее аккуратно сливали в открытый бассейн. Катастрофу не предотвратили, а просто перевели в перманентный режим. Такое «соломоново» решение.
Между прочим, первые признаки попустительства в сфере экологии со стороны администрации области появились еще в далеком 1997 году. Тогда губернатор Сумин отстранил от должности заместителя по ЧС Владислава Ячменева, который чрезвычайно раздражал губернатора своей приверженностью к экологическим аспектам атомной и прочей промышленности. На прощальной пресс-конференции Ячменев недвусмысленно предупредил: «Вы относитесь критичнее к психологии специалистов того же «Маяка»: у них по разным причинам притуплено чувство опасности не только по отношению к своей жизни, но и к вашей. Люди, всегда живущие за забором, неизбежно обзаводятся «зазаборной» психологией. Но как специалисты должны держать любую даже самую надежную технику под контролем, так и общество должно контролировать любых специалистов на предмет соблюдения всех норм безопасности, прописанных законом». Выходит, что услышали это предупреждение только в генеральной прокуратуре, да и то через 8 лет».
© 2005, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».