Экспертиза «Нового Региона»: вертиго
8 октября в пяти избирательных округах Челябинской области, в которых в декабре 2005 выборы провалились из-за низкой явки, претенденты на кресло в региональном парламенте повторно попытаются отвоевать себе право на депутатский мандат. Областная избирательная комиссия завершила прием документов, и вскоре после регистрации кандидаты приступят к предвыборной агитации. Однако многие наблюдатели полагают, что ни новых лозунгов и программ со стороны соискателей голосов, ни ответного отклика со стороны электората ожидать не стоит. Прокомментировать ситуацию «Новый Регион» попросил политолога Семена Абрамова:
«Штука в том, что выборная процедура, как первичный основополагающий политический процесс, имеет личностный характер, точнее даже интимный. Это волеизъявление каждого отдельного гражданина, взгляд на властную конструкцию, который придает всей последующей политической жизни легитимность. Прежде чем Госдума займется разработкой законов, а правительство с президентом их исполнением, каждый рядовой житель страны должен делегировать по собственной воле им такие полномочия. В этом случае государственные институты получают в своем основании твердую почву.
К сожалению, последние годы мы наблюдаем откровенно пренебрежительное отношение к тому, что является источником власти. Властьимущие думают примерно так: «Мнение населения легко шельмуется, умонастроения быстро меняются, а пристрастия малообъяснимы. Это чревато тем, что у кормила окажутся люди с сомнительной репутацией и приведут страну к очередным катаклизмам. Иначе говоря, народ за свой выбор отвечать не хочет и не может. Давайте мы, от греха подальше, будем им управлять по китайской поговорке – чтобы головы были пустыми, а животы полными».
Справедливости ради следует заметить, что опыт выборных кампаний 90-х годов прошлого века не раз давал повод к подобным опасениям, когда в сомнительных предвыборных баталиях к финишу приходили люди не с крепкими умами или устойчивой репутацией, а с толстыми портмоне или подвешенным языком. Мы также помним, как массмедиа легко разменивали репутацию на финансовое состояние, что в результате породило к ним закономерное недоверие. И избирательное применение правосудия было не такой уж редкостью. В общем, проблем скопилось предостаточно, но путь, который, в итоге, выбрали для нормализации положения, повел не к исправлению ошибок, а несколько в сторону, к формированию фильтров общественного мнения.
В качестве разменной монеты выступила вот эта электоральная сопричастность населения к политической системе. Теперь, хотя по конституции народ формально остается источником власти, на деле он находится на задворках и вынужден наблюдать за строительством государственной архитектуры совершенно безучастно. Общественный выбор ныне проектируется без прямого влияния общества, что не остается незамеченным. Трудно не угадать в индифферентном отношении большинства населения к избирательным процедурам протеста против самого принципа электоральной управляемости. Люди не хотят принимать участия в спектакле в той роли, которую им отводит власть, и попросту шлют ее на подальше: лучше уж в сад съезжу или на рыбалку.
Подобные модели массового поведения хорошо знакомы нам еще по советским временам, и можно сказать, ответ адекватен посылу. Тем более что обращение к эпохе позднего застоя за «инновационными» подходами в самых разных сферах государственной деятельности становится, чем дальше, тем все более очевидным. Универсальный алгоритм существования вертикали также всего лишь реминисценция из этих времен – абсолютно консервативный тезис, нацеленный на безальтернативную подконтрольность власти в пределах узкой группы лиц. Власть сама по себе, народ сам по себе.
Однако стиль политбюро был плох даже не сам по себе, а куда хуже в том, что эта методологическая модель управления подменила всю систему управления в стране, будучи масштабирована во все сферы деятельности. Остановился приток свежей крови и свежих идей, система социальных лифтов оказалась в задраенном состоянии. И главная проблема здесь в том, что всякое обновление, в том числе естественное, при такой системе могло происходить только в сопровождении катаклизмов. Иначе не получается. Затыкая рот обществу, в первую очередь выводят из игры его здравомыслящую часть, приписывая начальникам патент на житейскую мудрость. На поверхность всплывают в итоге более радикальные мнения, которые впоследствии, как правило, и занимают место альтернативы официальному курсу. Люди во власти это редко осознают, даже если и ведут речь о необходимости «двух крыльев» или «двух ног», просто и крылья и ноги оказываются на одну сторону.
Симптом угасания интереса населения к политическим процессам в стране именно потому и опасен, что вынуждает оппонентов занимать крайние и ультра крайние позиции. Сама же власть постепенно теряет ориентиры из-за отсутствия жизнеспособной и интеллектуальной конкуренции. И это в полной мере применимо к ситуации на Южном Урале. Если посмотрите на наиболее ярких и самостоятельных политиков последних пяти лет, то вы увидите, что все они продвигались вверх в условиях жесточайшей конфронтации с региональным официозом. Бодания, хотя и приносили мало полезного обществу, однако обеспечивали пусть минимальную вариантность суждений, а значит, привносили в поле общественного мнения здравые идеи и новые подходы. Теперь же, когда сфера публичного диалога выскоблена до девственной чистоты, где одно заявление губернатора Петра Ивановича Сумина сменяется другим заявлением губернатора Петра Ивановича Сумина, даже элементарное копошение на провинциальной сцене теряет всякий смысл. Тогда зачем нужно идти голосовать, если все кандидаты сиречь эманации губернатора в лучшем или худшем виде? Зачем нужно отдавать свой голос, если от твоего депутата ничего не будет зависеть?
Даже если в региональном парламенте прибавится пять голосов, боюсь, качество принятия решений Заксобрания от этого не изменится, оно так и останется единым и кулуарным, и, похоже, избиратели это отлично понимают. Так зачем ломать копья? Но есть во всем этом, повторимся, предельно опасный момент, в авиации этот феномен называют вертиго, когда в сложных условиях пилот перестает доверять приборам и пытается вести борт интуитивно, на глазок, не согласуясь с опытом, объективными данными и отработанными инструкциями. Увы, чаще всего дело заканчивается катастрофой».
P.S.: Последние замеры избирательной активности в одном из избирательных округов Челябинска показали, что 80% имеющих право голоса не собираются участвовать в выборах 8 октября. По мнению экспертов, в других округах складывается аналогичная ситуация.
© 2006, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».