AMP18+

Челябинск

/

Уикенд в Челябинске

/

Жизнь как война или игра на грани нервного срыва (ФОТО, ВИДЕО) В Челябинском Молодежном завершился сезон читок

В Молодежном театре Челябинска завершается сезон читок новой драмы. Последний вечер посвятили войне, совести и всепобеждающей материнской любви.

Как передает корреспондент NDNews.ru, накануне юбилея Победы артисты Молодежного представили две пьесы, объединенные темой войны: «Завтра была война» – инсценировка Геннадия Касьянова по одноименной пьесе Бориса Васильева и «Мамочки» драматурга Владимира Зуева.

Под звуки военной сирены зрителей отправили в «бомбоубежище» – в пространстве под сценой развернулось действие предвоенной драмы о выпускниках советской школы, большинство из которых в скором времени ждет смерть.

Главная героиня – старшеклассница Искра, воспитываемая в обществе, уверенно шагающем по пути построения коммунизма, где детям запрещают читать «упаднического» поэта Есенина, неожиданно для самой себя вступает в конфликт с системой. С помощью одноклассницы и ее отца – «рефлексирующего интеллигента» девочке открывается многомерность и неоднозначность жизни, выходящей далеко за пределы идеологических догм, с рождения «заботливо» вкладываемых в головы советских людей, и в которые многие искренне верили и считали смыслом всей жизни. Искре приходится принимать вызов, брошенный жестокой системой и собственной совестью.

Очень точно образ искренней, мечущейся героини удалось передать молодой актрисе Молодежного Екатерине Писаревой. Твердая и непреклонная, «закаленная» матерью-комиссаром идейная отличница, критикующая упаднических поэтов и представляющая счастье в служении обществу, исступленно читает стихи Есенина на могиле подруги, совершившей самоубийство из-за нежелания отрекаться от арестованного отца.

Особый драматизм истории еще и в том, что главная героиня вступает в конфликт с собственной матерью – партийным работником, олицетворяющим систему, в абсолютной истинности которой усомнилась героиня. «А человека вообще нет. Нет! Есть гражданин, обязанный верить. Верить!», – говорит «железная» мать Искры. Несмотря на догматизм, этот персонаж, отлично сыгранный Юлией Миневцевой, вызывает сочувствие: женщина в бесконечных схватках за иллюзорные идеалы, считающая проявления любви слабостью, почти разучилась быть милосердной и сострадающей.

Наблюдать за дуэтом «матери» и «дочери» было особенно интересно. Актрисы, играя на грани нервного срыва, держали зал в напряжении – зрители сидели не шелохнувшись.

Стоит отметить, что автор инсценировки исключил наиболее очевидные приметы времени. Например, в повести Бориса Васильева отец одноклассницы Искры – авиаконструктор, арестованный как враг народа, якобы, за продажу фашистам чертежей самолета. А в пьесе данный персонаж превращается в видного руководителя торговли, растратившего миллион.

В представлении, созданном артистами Молодежного театра, о времени говорит лишь меловая надпись на импровизированной школьной доске: «1 октября 1940 года» и язык, полный советских штампов, в начале действия. Постепенно признаки эпохи становятся все более неразличимы. Вневременная человеческая драма с предощущением будущей войны кажется удивительно созвучна современной России.

Обсуждение со зрителями

«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*

Вторая пьеса, представленная на закрытии сезона читок, рассказывает о событиях более близких по времени, но почему-то почти не отпечатавшихся в коллективной памяти жителей современной России.

Антивоенное произведение «Мамочки» Владимира Зуева повествуют о матерях, ищущих сыновей – живых или мертвых – на полях сражений Чеченской войны. Об этом эпизоде новейшей российской истории, сгубившей огромное число солдат-срочников и мирного населения страны, мало кто вспоминает: об этом почти не говорят по телевизору, не снимают документальные фильмы и вообще этой темы стараются не касаться ни представители общества, ни власти.

Четыре женщины живут в подвале разрушенного здания и каждый день, несмотря на постоянные перестрелки и опасность подорваться на мине, отправляются на поиски сыновей, роют руками могилы, «проданные» им какими-то людьми, скорее всего, военными. Часто матерей обманывают, и в ямах никого нет

Иногда там находят других солдат, забирают и их, потому что на войне чужих детей не бывает – все свои

Грани между жизнью и смертью стерты, и мертвые сыновья женщин всегда рядом – почти все ждут, когда найдут их мамочки и заберут из этой тяжелой земли. А пока у них своя жизнь, один из них даже мечтает собрать мертвую армию, чтобы вести свою загробную войну, которая положит конец настоящей.

Некоторые женщины погибают и встречаются со своими детьми, обретая покой и счастье.

Всю бессмысленность и беспощадность войны подчеркивает история журналистов, приехавшим к мамочкам снимать репортаж. Муж-оператор спрашивает у жены-корреспондентки, почему у них нет детей. Женщина в истерике кричит, что не хочет стать такой же «мамочкой», из-за каких-то «мудаков», решивших сыграть в войнушку. Через минуту мужа, включившего фонарь на камере, убивает снайпер.

Трагичная и страшная пьеса, с удивительным мастерством представленная зрелыми актрисами Молодежного, развернувшаяся одновременно на балконе и на сцене, заставила рыдать практически всю женскую часть публики.

Зрители говорили о том, что выворачивающая душу история солдатских матерей – есть напоминание о бесценности и важности каждой человеческой жизни, вопреки мифическим интересам государства, политическим или экономическим, а потому невероятно актуальна сегодня. Современного человека новостные сообщения о гибели людей на войне или во время терактов уже не шокируют, а подобные пьесы возвращают к мысли о том, что на самом деле война и горе всегда рядом, и они могут коснуться каждого, но каждый может сделать так, чтобы подобные страшные эпизоды в истории не повторялись.

К сожалению, для массового зрителя подобные постановки не доступны: в репертуаре челябинских театров «тяжелые» вещи встречаются редко. Кроме того, порой кажется, что на тему чеченских войн в России наложено табу. Возможно, отсутствие какой-либо рефлексии на государственном уровне по поводу этих кампаний, в которых погибло несколько тысяч солдат, спровоцировало столь острую реакцию челябинских зрителей на пьесу «Мамочки»: наше общество предпочитает не признавать ошибки, замалчивая все, что с ними связано, и тем более не умеет скорбеть о своих заблуждениях.

Сезон читок практически завершился. Правда, актеры Молодежного еще собираются поучаствовать в проекте «Дни Германии» и устроить читку современной немецкой пьесы, но уже вне стен собственного театра, а на площадке Нового художественного.

«Читки очень хорошо и позитивно влияют, прежде всего, на форму актеров, на их творческий позитивный тонус. Кроме того, люди заняты непосредственно работой над собой, о чем завещал еще сам Станиславский. Ну и конечно, самое главное, зрителям это любопытно, и они приходят к нам в совершенно другую неформальную атмосферу пообщаться, что для директора особенно важно», – сообщила директор Молодежного театра Челябинска Алла Точилкина.

Директор о перспективах будущего сезона

Челябинск, Юлия Малецкая, Александр Сенаторов

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2015, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Уикенд, Челябинск, Уикенд, Урал, Видеорепортаж, Культура, Общество, Россия,