Что русскому хорошо, то немцу… В Челябинске прошел марафон современной немецкой драматургии (ВИДЕО, ФОТО)
В Челябинске прошел марафон современной немецкой драматургии.
Как передает корреспондент NDNews.ru, читки немецких пьес завершили Дни Германии в южноуральской столице.
5 июня артисты Камерного театра представили пьесу Торстена Бухштайнера «Норд-Ост», основанную на воспоминаниях реальных участников всем известных событий.
6 июня на сцене Нового художественного театра «прочитали» сразу три произведения.
Молодежный театр озвучил пьесы Нино Харатишвили «Лив Штайн» и Роланда Шиммельпфеннига «Золотой Дракон».
Автор «Лив Штайн» родилась в Тбилиси, в 12 лет эмигрировала вместе с матерью в Германию, а спустя несколько лет вернулась в Грузию, училась там и ставила спектакли на двух языках. Затем вновь переехала в Германию, где теперь живет и пишет пьесы.
«Лив Штайн» – это история об одержимости и жертвоприношении.
Прологом пьесы стал миф о жене фиванского царя Амфиона Ниобе, возгордившейся своей плодовитостью перед Лето – матерью Аполлона и Артемиды, и в наказание за гордыню лишенной всех детей (семь сыновей и семь дочерей) и обращенной в камень, вечно проливающий слезы.
Напомнив об античной трагедии, автор пьесы рассказывает историю современницы, не предвещающую ничего хорошего.
Главная героиня – гениальная пианистка Лив Штайн похоронила себя заживо после смерти сына. Женщина отказывается от своего искусства, испытывая тяжелейшее чувство вины перед сыном, которому из-за музыки она уделяла мало внимания при жизни. Героиня одержима скорбью, как когда-то была одержима музыкой, в жертву которой она принесла семью. Все меняется, когда появляется молодая пианистка Лора, пожелавшая стать ученицей виртуоза. Девушка возвращает Лив Штайн к жизни, открывает ей неизведанное в исполнительском искусстве и дает веру в то, что ее сын был счастлив, пока жил. Однако длится это недолго, выясняется, что ученица солгала. Желая навсегда покончить с миром музыки, Лив Штайн хочет, чтобы Лора после совместного исполнения Равеля, отрубила ей палец. Но вместо этого девушка отрезает палец себе. Затем из дневников сына пианистка выясняет, что молодые люди действительно были близки, более того именно сын заранее спланировал «вторжение» девушки в жизнь матери.
Лив Штайн и Лора несмотря на одинаковую одержимость музыкой, антиподы. Взрослая пианистка «платит» за свою гениальность, лишаясь радости быть рядом с близкими людьми и утрачивая возможность испытывать простые человеческие чувства. Гений Лив Штайн отрешен от мира, он ставит себя выше других и порождает гордыню. Для гения молодой ученицы жертвы не обязательны: он общается с миром, дарит жизнь и принимает ее.
Лив Штайн – это говорящее имя – «живой камень»
И как каменная Ниоба, пианистка оплакивает сына, ученицу, мужа, подругу и всех кого она потеряла, оставшись в полном одиночестве.
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
Вторая пьеса, представленная актерами Молодежного театра, «Золотой Дракон» Роланда Шиммельпфеннига, одного из самых известных драматургов в Германии.
В центре повествования этой сюрриалистической истории тайско-китайско-вьетнамский ресторан «Золотой Дракон». На крошечной кухне готовят 5 поваров-азиатов, у одного из них – самого молодого нелегального мигранта – страшно болит зуб. Коллеги вырывают зуб газовым ключом, и он оказывается в тарелке с супом у посетительницы ресторана – стюардессы, живущей в квартире того самого дома, на первом этаже которого и находится ресторанчик. Одновременно пять актеров – две женщины и трое мужчин – виртуозно разыгрывают несколько линий – историй жизни других обитателей этого дома. Среди них парень и девушка, живущие друг с другом несколько месяцев, супруги, решившиеся разойтись после 11 лет совместной жизни, хозяин бакалейной лавки, подрабатывающий сутенером, старик, мечтающий вновь стать молодым. Все эти «маленькие люди» оказываются связанными друг с другом. Постановщику читки Александру Черепанову в лаконичной сдержанной форме удалось представить единое полотно, сотканное из более полусотни диалогов. Коллеги отметили интересную находку: во время сцен на кухне ресторана пятеро актеров, принимались отбивать ритм китайскими палочками, погружая зрителей в атмосферу, крошечного пространства, где все заняты приготовлением пищи.
За кажущейся легкостью и комичностью происходящего скрывается страшное: обычные люди, обыватели, переживающие свои маленькие трагедии, не задумываясь способны причинять боль и страдания тем, кто слабее, тем, кто не похож на них или явился из другого мира.
Одна из линий пьесы – история муравья и стрекозы по мотивам всей известной басни
Муравей пустил жить к себе обратившуюся к нему за помощью стрекозу, а потом отдал ее на прокат другим муравьям. Стрекозой оказывается китайская девушка, которую продает всем желающим хозяин бакалейной лавки. В конце концов, азиатка погибает от рук одного из обитателей дома.
Дополнительный ужас, настигающий не сразу, пьесе придает, отстраненный характер повествования – герои часто говорят о себе в третьем лице, как сторонние бесстрастные наблюдатели. Более того, по задумке автора никто из них не является собой в буквальном смысле: мужских персонажей играют женщины, молодых взрослые и наоборот. Лишенные индивидуальности персонажи пугают все больше по мере развития пьесы, кажется, что именно они и составляют пресловутое современное Общество.
Данная пьеса в 2010 году была признана лучшей в Германии. Критики отмечали ее «социальную прозорливость, критическую страсть и гуманизм», вставшие на защиту угнетенных иммигрантов. Однако проблемы, поднимаемые автором, гораздо глубже. В огромном муравейнике – доме, городе или государстве, люди теряют собственные личности, а человеческая жизнь всякую ценность.
Последнюю пьесу марафона современной немецкой драматургии представил Камерный театр. В пьесе Деы Лоэр «Воры» 37 сцен и около полутора десятков персонажей.
В одно прекрасное утро Финн Томассон, страховой агент, открывает глаза и понимает, что он просто не в силах жить дальше. Линда, его сестра, видела недалеко от дома волка, и надеется, что теперь там, где она живет, будет организован заповедник, а ее ждет большое будущее, если она будет там работать. Эрвин, их отец, живет в доме престарелых, и дочь его навещает раз в неделю. Моника, сотрудница супермаркета, верит, что ее ждет повышение и переезд в Голландию, и ее муж, полицейский, готов отправиться с ней. Семье Шмитт кажется, что за ними наблюдают – может быть, это какой-то зверь? Мирре 17 лет, она беременна, но ребенка не хочет, в отличие от Йозефа, его отца. Ира ждет возвращения своего мужа, пропавшего 43 года назад.
Истории всех этих персонажей объединены в единую сеть. Герои сталкиваются друг с другом в различных ситуациях и составах, снова неожиданно встречаются. Картина получается мрачноватая, но не чуждая иронии, комизма.
Отметим, в читке данной пьесы были задействованы всего четыре актера. Однако на сцене кроме них было еще восемь человек: на роли многочисленных персонажей постановщик Олег Хапов пригласили непрофессионалов – они ничего не говорили,
просто существовали на сцене так, как подсказывал текст
После марафона постановщики читок отметили, что работать с немецкой драматургией было весьма непросто, все-таки она очень отличается от русской. Большинство пьес огромны, в них очень много разговоров и почти никакого действия. Постановщик читки «Золотого Дракона» актер Молодежного Александр Черепанов отметил, что он выбрал именно эту пьесу из-за ее «стремительности». А «Лив Штайн» показалась более-менее близка автору читки Борису Череву из-за связей драматурга с Россией.
Большинство немецких пьес отличает жесткость: если там нет трупов, то присутствуют, как минимум, отрубленные конечности. При этом излагаются истории в большинстве случаев абсолютно безэмоционально и максимально отстранено. Челябинские театралы пришли к выводу, что современная немецкая драматургия такова из-за слишком благополучной жизни: людям нужны сильные впечатления, и они их получают, приходя в театр.
По словам одной из зрительниц, немецкая драматургия оказалась ей ближе отечественной, потому что там есть конкретная идея, четкая линия и структура, чего не скажешь о новой российской драме.
Поборники отечественной и немецкой драматургии сошлись во мнении, что читки – это всегда хорошо. Природа притягательности и «настоящести» этого театрального действа для челябинских театралов пока осталась невыясненной.
Челябинск, Юлия Малецкая, Александр Сенаторов
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2015, РИА «Новый День»