Диакон Андрей Кураев: даже если украинские церкви соединятся, Филарет останется клятвопреступником
Независимо о того, как сложится судьба украинских церквей, в истории Украины глава непризнанного «Киевского патриархата» Филарет все равно останется клятвопреступником. Так известный миссионер, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев прокомментировал «Новому Региону» недавнее заявление Филарета о том, что, как и в случае с объединением РПЦ и РПЦ (зарубежной), при исчезновении определенных политических обстоятельств, откол «Киевского патриархата» перестанет считаться богопротивным деянием.
«По сути, Филарет прав. Действительно, история православия в XX веке показывает, что удавалось в ряде случаев преодолеть расколы, когда менялась политическая конъюнктура, – отметил Кураев. – Но хотелось бы отметить два обстоятельства. Во-первых, Русская зарубежная церковь соединилась с Московской патриархией и раскол был преодолен. Не было такого, чтобы Московская патриархия сказала: мол, отделились, ну и бог вам в помощь, пусть ваш Лавр будет патриархом. То есть, ситуация ровно обратная, чем с Филаретом. Но если «Киевский патриархат» решит соединиться с Московской патриархией на тех же основах, что и Русская зарубежная церковь, это будет хороший путь к улаживанию наших проблем».
«Второе обстоятельство состоит в том, что Митрополит Антоний Краповицкий, создатель и собиратель русской церковной эмиграции, никогда не присягал на верность московскому Митрополиту Сергию. Не целовал Евангелие в Москве, в подтверждение того, что он оставляет самостоятельную церковную жизнь. А Филарет, все-таки, именно это делал на Московском Соборе 1992 года. В этом смысле он все-таки клятвопреступник. И, независимо от того, каковы будут дальнейшие судьбы православных церквей Украины, увы, я думаю, что сам Филарет будет именно как клятвопреступник поминаем в украинской национальной истории», – заключил диакон Андрей Кураев.
Напомним, в конце мая Филарет так охарактеризовал акт воссоединения Российской Православной Церкви с Российской Православной Церковью (Заграничной): «То, что восемьдесят лет неизменно называлось Карловацким расколом, в настоящее время Московская Патриархия называет не более чем разделением, а священнослужители, с которыми нельзя было даже общаться, приняты в единую РПЦ в сущем сане, все же их священнодействии в течение всех этих лет теперь признаются благодатными и каноничными. Это означает, что в основе раскола лежала политическая причина (установление советской власти, которую одна часть РПЦ признала, а другая не признала), и когда не стало ее – не стало в конце концов и раскола. Это произойдет и с Украинским Православием: исчезнут политические причины раскола – Украинское Православие воссоединится».
Ялта, Андрей Дорофеев
© 2007, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».