AMP18+

Крым

/

Нелегальному татарскому курултаю предлагают назваться парламентом и расширить систему национальной бюрократии

В системе нелегальных «органов национального самоуправления» крымских татар назревают большие перемены. Если курултай (национальный съезд), проведение которого намечено на ближайшую осень, утвердит запланированные реформы, то сам он станет называться национальным парламентом, а меджлис в его нынешнем виде, по сути, будет упразднен. Об этом сегодня пишет еженедельник «События».

О необходимости реформирования своей системы органов национального самоуправления лидеры крымских татар заговорили еще в конце прошлого года. В частности, 1-й заместитель председателя меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров в ходе последнего курултая в декабре 2007 года сообщил, что при этом органе планируется создать исполнительный комитет, в котором будут работать нанятые менеджеры.

В распоряжении еженедельника оказался проект положения «О системе национального самоуправления крымскотатарского народа», который, как ожидается, будет рассмотрен на предстоящем курултае. Данный документ был разработан специальной рабочей группой во главе с членом меджлиса Синавером Кадыровым.

Первое, что обращает на себя внимание в этом положении, – курултай, руководствуясь, помимо всего прочего, Декларацией Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, объявляет себя национальным парламентом. Тогда как ранее, напомним, этот самопровозглашенный «высший представительный орган крымскотатарского народа» было принято считать национальным съездом. Согласно проекту, курултай, как и прежде, будет состоять из 250 делегатов, однако избираться они будут на 5 лет путем тайного голосования в следующей пропорции: 125 по одномандатным округам и 125 по спискам крымскотатарских общественно-политических организаций, движений и их объединений (блоков). Сессии национального парламента планируется проводить не реже одного раза в полгода.

Еще одно важное нововведение – у крымских татар фактически появится свой спикер. Речь идет о новой должности, которой раньше в системе органов национального самоуправления никогда не было, – председателя курултая. У него, в свою очередь, будут два зама – вице-спикеры. Согласно проекту, председатель курултая является высшим должностным лицом в системе органов национального самоуправления и вправе наложить вето на принятые ими решения, а также издавать свои распоряжения.

Как и любой другой парламент, курултай намерен обзавестись собственными постоянными комиссиями и секретариатом. Кроме того, для реализации своих решений национальный парламент создает исполнительный орган – исполком, состав и руководитель которого утверждаются сессией. «В целях профессионального контроля над деятельностью официального правительства в Крыму курултай крымскотатарского народа вправе возложить на созданный исполнительный орган также обязанности «теневого правительства» либо создать «теневое правительство», в состав которого могут быть привлечены специалисты, не являющиеся делегатами курултая», – говорится в документе.

Согласно проекту, существующий ныне меджлис крымскотатарского народа получит название «президиум курултая» и, как и прежде, будет заниматься координацией работы органов национального самоуправления, а также реализацией иных полномочий организационного характера. Должны будут сменить названия также местные и региональные меджлисы, которые действуют в каждом населенном пункте и районе Крыма. Так, сельские, поселковые и квартальные меджлисы авторы проекта предлагают называть «маале», а региональные – «шура». При последних предлагается также создать исполнительные органы – исполкомы, в состав которых могут входить специалисты, не являющиеся членами шуры.

И наконец, еще одно революционное нововведение – выборы в местные меджлисы впервые предлагается осуществлять на основе прямого избирательного права путем тайного голосования, то есть с использованием бюллетеней и урн, а не как сейчас – открытым голосованием на собраниях выборщиков, представляющих общину того или иного поселка.

Одним из основных лоббистов вышеуказанных реформ выступает заместитель председателя меджлиса Ремзи Ильясов. В интервью информагентству QHA он сообщил, что нововведения вызваны в том числе и тем, что сейчас меджлис «является, по сути, не только представительной, но и представительно-исполнительной структурой: принимает решения, пытается их исполнять, и зачастую получается, что здесь каждый «сам себе барин». «Последние решения курултая просто не исполняются. Стоит вопрос, как улучшить эффективность его деятельности», – пояснил Ильясов. Он отметил, что разработчики проекта учли и исторический опыт первого курултая, созванного в 1917 году, при котором, как известно, также существовал исполнительный орган – директория. «Можно, конечно, использовать структуру 1917 года, которую мы тоже рассматривали, но все-таки пошли по пути история и современность. Исходя из того, что мы – парламент, должны работать по такой же схеме, – сказал Ильясов. – Представительный орган, президиум курултая должны ставить общенациональные задачи, а текущие вопросы будут решать профессионально сформированные структуры».

В свою очередь, Рефат Чубаров настроен по отношению ко многим предлагаемым реформам скептически. «С моей точки зрения там есть только первое приближение к формату организации работы органов национального самоуправления, и понятно, что часть вещей далеко не бесспорны», – сказал он «Событиям». По мнению Чубарова, делегаты курултая при рассмотрении данного проекта вряд ли поддержат предложения, которые могут радикально изменить «саму конструкцию органов национального самоуправления с точки зрения ее формирования». «Мы можем говорить о наращивании отдельных механизмов, которые эту конструкцию еще более упрочат, – сказал он. – А всякие другие новации – маале, шура и т. п., все, что носит характер виртуальных конструкций, будет просто отметено делегатами». По мнению 1-го зампреда меджлиса, «от громкости названий структур» эффективность исполнения принятых курултаем решений не улучшится. «Главное – чтобы механизмы исполнения решений эффективно работали, а будет ли это называться правительством, парламентом – не суть важно, – добавил он. – А предложение изменить столь устоявшееся в результате напряженной борьбы понятие «меджлис крымскотатарского народа» на некое обыденное «президиум курултая», на мой взгляд, это, как сказали бы в советские времена, политическая близорукость».

Вместе с тем Чубаров полностью поддержал предусмотренное проектом проведение прямых выборов местных меджлисов. «Необходимость более широкого вовлечения людей в местные меджлисы через изменение порядка их формирования давно назрела, и мы наконец-то подошли к периоду проведения прямых выборов – в этом году осенью такие выборы пройдут уже по всему Крыму», – сказал Чубаров.

Как сообщал «Новый Регион», после того, как Мустафа Джемилев заявил о своем скором уходе с поста главы меджлиса, в его окружении разгорелась борьба за лидерство. Одним из главных конкурентов Чубарова является Ремди Ильясов. Таким образом, проект реформы системы «курултай-меджлис» может быть попыткой выбить рычаги влияния из рук почти официально назначенного «преемника».

Напомним, что Ммджлис (незарегистрированный национальный крымскотатарский «парламент» и «правительство» в одном лице) образован в июне 1991 года решением курултая крымскотатарского народа (самопровозглашенного «национального съезда»).

За 17 лет существования организации различные политики и чиновники неоднократно призывали меджлис зарегистрироваться в установленном законом порядке в качестве объединения граждан. Каждый раз Джемилев и его соратники отвечали, что меджлис является представительным органом народа и не может регистрироваться на равных с обществом собаководов или партией любителей пива.

Конституция Украины не предусматривает существование в государстве этнических институтов власти. Украинское законодательство также запрещает деятельность незарегистрированных объединений граждан.

Весной 2005 года президент Виктор Ющенко призвал меджлис отказаться от Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа, принятой делегатами курултая в 1991 году. В Декларации, в частности, говорится: «Крым является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международных правовых актах, признанных мировым сообществом. Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымскотатарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве».

«Земля и природные ресурсы Крыма, включая его оздоровительно-рекреационный потенциал, являются основой национального богатства крымскотатарского народа», – провозглашается далее в документе.

Более того, в Декларации меджлису дается карт-бланш на силовое превращение Крыма в национальное государство:

«В случае противодействия государственных органов и каких-либо иных сторон достижению целей, провозглашенных Курултаем и настоящей Декларацией, Курултай поручает Меджлису добиваться признания за крымскотатарским народом статуса народа, ведущего борьбу за свое национальное освобождение, и действовать согласно этому статусу».

Меджлис на предложение главы государства об отказе от Декларации ответил отрицательно.

Согласно данным переписи населения 2001 года, русские и украинцы составляют около 83% населения полуострова, крымские татары – 12%.

Симферополь, Андрей Дорофеев

© 2008, «Новый Регион – Крым»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Крым, Конфликт на Украине, Политика,