Европейские эксперты занизили размер ущерба, нанесенного Украине разливом нефти в Керченском проливе, – Минприроды
Оценка экспертов Еврокомиссии и ЮНЕП нанесенного Украине ущерба разливом нефти в Керченском проливе не является комплексной и не отображает фактические убытки. Общий размер ущерба превышает 1 миллиард долларов.
С таким комментарием выступило Министерство охраны окружающей природной среды Украины, в ответ на обнародованные данные отчета Еврокомиссии и ЮНЕП.
Минприроды утверждает, что, называя сумму в 28 миллионов долларов, международные специалисты учитывали исключительно экономические потери, не рассматривая ухудшение качества воды, земельных, рекреационных ресурсов, затраты на очистку и оперативные мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации, реабилитацию загрязненных территорий.
«Экспертная оценка также не учитывает экономического ущерба вследствие аварии, такого как утраченные прибыли промышленности, туризма и добычи водных живых ресурсов», – считают в Минприроды.
При этом, отмечают в министерстве, европейские эксперты признают обоснованность законодательных подходов, примененных украинской стороной для определения размера ущерба и не ставят под сомнение оценку, представленную Кабмином в размере свыше 1 миллиарда долларов.
Напомним, что в ноябре Европейская Комиссия и ЮНЕП подготовила «Оценку нужд Украины в послеаварийный период», в которой оценила последствия разлива нефтепродуктов в Керченском проливе, случившегося в ноябре 2007 года. Общий размер убытков, по оценкам международных экспертов, составил 22,5-28,6 миллионов долларов.
Как отметил директор UNEP – Европа Кристоф Бувье, значительная часть расходов Украины касалась непосредственно устранения последствий аварий, уборки и очистки территорий. Эта работа значительной частью была сделана, и сейчас осталась необходимость очистить дно и прибрежную территорию.
В то же время он отметил, что наибольший комплекс расходов касается потерь прибылей основных отраслей экономики Крыма – туризма и рыболовства. По словам Бувье, при подсчете убытков использовался очень консервативный и научно-обоснованный подход.
Также в отчете указывается на отсутствие четкой национальной системы финансирования мероприятий по реагированию на чрезвычайные ситуации, недостаточность основных средств реагирования в случае чрезвычайных ситуаций и планирования действий на случай непредвиденных ситуаций в части обращения с отходами.
Кроме того, эксперты отметили слабую экологическую направленность мероприятий по ликвидации разлива нефтепродуктов и заниженную роль местных органов власти.
Еврокомиссия констатировала, что для лучшей координации и готовности к будущим чрезвычайным ситуациям с разливом нефтепродуктов на Украине, нужна более скоординированная система планирования действий, расширение полномочий Минприроды и интеграция экологических проблем в работу других соответствующих министерств, государственных и частных организаций. Кроме того, существует значительная необходимость в объединении возможностей региональных и местных органов власти для реагирования на разливы нефти и защиты окружающей среды от чрезвычайных ситуаций.
Эксперты напомнили, что Украина является стороной Бухарестской конвенции по защите Черного моря от загрязнения, но пока не подписала Региональный план ликвидации аварийного разлива нефти для согласования между странами-участницами.
Как сообщал «Новый Регион», ранее Кабинет министров Украины оценил убытки, нанесенные разливом нефти и серы окружающей морской среде и земельным ресурсам Крымского полуострова в 1,5 миллиарда долларов. Во время поездки в Крым в апреле этого года замминистра охраны окружающей природной среды Украины Дмитрий Гурский заявил, что правительство Украины подготовило судебные иски к четырем российским судовладельцам о возмещении убытков за загрязнение акватории и побережья Керченского пролива нефтепродуктами, поскольку ответственность за загрязнение пролива несет не Российская Федерация, а субъекты хозяйствования РФ – владельцы затонувших кораблей.
При этом Росприроднадзор выразил готовность оказать Украине содействие в получении от соответствующего международного фонда компенсации ущерба от аварии. По международной конвенции только суд Санкт-Петербурга может являться местом рассмотрения споров вокруг крушения судов в Керченском проливе.
Отметим, что расследование российской стороной дела о крушении судов 11 ноября 2007 года в Керченском проливе приостановлено в связи с тем, что не установлено местонахождение лица, привлекаемого к ответственности – капитана судна «Нахичевань», который числится пропавшим без вести.
В результате шторма и сильного ветра 11 ноября в Керченском проливе произошло крушение 4 судов: танкера «Волгонефеть-139», сухогрузов «Вольногорск», «Нахичевань» и «Ковель». В результате ЧП в водную среду попало около 7 тысяч тонн серы и до 2 тысяч тонн нефтепродуктов. Нефтепродукты разлились на 100 квадратных километров.
После ЧП президент Ющенко в эфире одного из центральных телеканалов возложил всю вину за нанесение вреда окружающей среде на владельцев судов, затонувших в Керченском проливе. Также президент сообщил, что дал поручение Министерству иностранных дел и Минтранссвязи начать официальные переговоры с Российской Федерацией относительно возмещения ущерба.
Киев, Анна Ахметова
© 2008, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».