AMP18+

Крым

/

Евпаторийские СМИ: взрыв жилого дома произошел по вине газа и холодильника

Причиной взрыва жилого дома в Евпатории стала утечка сжиженного газа МАФ, который воспламенился от работающего в ЖЭКовской подсобке холодильника. В местную прессу просочились детали уголовного расследования взрыва, унесшего жизни 27 человек.

Как сообщает сайт Крымский аналитик, евпаторийский еженедельник «Обозрение крымских дел» опубликовал интервью одного из экспертов, привлеченных к расследованию причин трагедии.

«24 декабря прокуратура Крыма пригласила меня и попросила дать оценку взрыва в доме №67 по улице Некрасова в Евпатории и, по возможности, установить причину. Для этого мне понадобилось обследовать место происшествия. К дому №67 я прибыл практически сразу после случившегося и находился там до тех пор, пока сотрудники МЧС не раскопали полностью все завалы двух злосчастных подъездов, и дошли до подвала – до того места, где предположительно находился эпицентр взрыва.

Здесь же работали эксперты и эксперты-взрывотехники МЧС и СБУ. Все пришли к единодушному мнению, что взрыв произошел в подвале дома. По тому, как обрушились конструкции, он напоминал взрыв вакуумной бомбы. Что такое вакуумная бомба? Принцип ее действия следующий: при взрыве заряда из него распыляется взрывоопасное газообразное вещество. При достижении взрывоопасной концентрации срабатывает воспламенитель, происходит взрыв, высвобождается большое количество воздуха и кислорода. В самом эпицентре взрыва создается зона разряженного воздуха – своеобразного вакуума. И после того, как первая волна взрыва прошла, окружающие предметы засасывает в центр взрыва. Вот и в подвале дома №67 взрыв произошел по принципу взрыва вакуумной бомбы. Разрушилась конструкция в подвальном помещении и весь дом упал по центру подвала, т.е. в эпицентр взрыва. К этому пришли единодушно все эксперты-взрывотехники. Были взяты соскобы с подвального помещения. В мазках каких-либо следов взрывчатки, известной нам сегодня, экспертиза не установила: не обнаружено ни тротила, ни гексогена, ни следов пороха. Не оказалось и осколков возможного боезаряда, как предполагали некоторые СМИ, заявившие о «чеченском следе». Следов высокой температуры и горения эксперты в подвале тоже не нашли. Поэтому мы пришли к единодушному мнению, что взрыв вызван не природным, а каким-то иным газом.

Стали искать, какой это мог быть газ. На тот момент баллоны еще не достали, и городское руководство в своих интервью говорило, что баллонов в подвале нет. Представители ЖЭКа также уверяли прессу в том, что баллонов в подвале нет и быть не может. Хотя задержанные сварщики подтвердили, что один или два баллона там все же должны находиться. Когда же до подвала дошли и сотрудники МЧС начали, фотографируя и протоколируя, один за другим извлекать баллоны – их насчитали 11 штук: два 50-литровых, в которые загружается 21 литр сжиженного газа (либо пропан, либо МАФ, либо любой другой углеводородистый газ); четыре пятилитровых – тоже для углеводородов; два больших кислородных баллона; два средних по 10 литров и один маленький – четырехлитровый. На месте сразу же было установлено, что у кислородных баллонов утечки нет, запорная арматура закрыта, а манометры показали, что в баллонах сохраняется необходимое давление. Закрыта ли запорная арматура у баллонов из-под пропана, проверяли сотрудники прокуратуры. В присутствии других членов комиссии они установили, что на двух баллонах для сжиженного газа запорная арматура (вентили) были открыты. После чего эти баллоны опечатали и оставили на хранение в независимой организации. Через два дня эти же баллоны подвергли повторной экспертизе, но уже при минусовой температуре. Почему проводилось исследование повторное при минусовой (минус три градуса) температуре? Потому, что температура кипения сжиженного газа МАФ (на двух баллонах, в которых сохранились остатки газа, была набита маркировка «МАФ») по нормативам составляет минус 33 градуса. Но когда перевернули маленький баллон и из него потек сжиженный газ, тут у специалистов возникло подозрение, что не просто запорная арматура баллонов не до конца закрыта, но и температура кипения этого газа выше, чем минус три градуса, то есть не соответствует техническим условиям на этот газ.

В итоге с большими усилиями на маленьком баллоне нами была закрыта запорная арматура. Отсюда сам собой напрашивается вывод: сварщики, работая на улице с этим газом (МАФ) при температуре воздуха от двух до трех градусов мороза, могли не закрыть запорную арматуру на этих двух баллонах – на большом и на маленьком. То есть надо было прокрутить десять оборотов, а они сделали, к примеру, только два. Послушали, характерного звука испарения – шипения – нет, занесли эти баллоны в подвал, переоделись и ушли домой. Баллоны нагрелись в отапливаемом помещении подвала, и через полчаса-час газ нагрелся и начал испаряться из маленького и большого баллонов. В том же подвале находилось три холодильника, один из которых был рабочим. В этом рабочем холодильнике тепловое реле не искробезопасное, или правильнее сказать, взрывонезащищенное. Оно-то и могло послужить в качестве воспламенителя для той взрывоопасной концентрации газа из баллонов. Работа экспертов фиксировалась на фото и видеоряд, поэтому на фотографиях этот злополучный холодильник запечатлен, но в последующем он исчез, и никто пока не знает куда именно. Исчез он не случайно, поскольку холодильник был со следом возгорания.

Здесь надо пояснить, как происходит взрыв этих опасных углеводородистых газов. После начала воспламенения в эпицентре резко повышается температура, начинается воспламенение – небольшая вспышка синего цвета. После чего происходит взрыв, сгорает кислород, а без кислорода нет горения и, соответственно, нет пожара. Сразу все это тухнет, а дальше, как я рассказывал в начале беседы, – следует эффект вакуумной бомбы. И потом все это рушится. Вот почему не было пожара в подвале. Но на фотографии холодильника отчетливо видны следы копоти, то есть там, где произошло возгорание.

На большом 21-литровом баллоне, на горловине, с внутренней стороны резьбы штуцера, откуда были взяты соскобы и смывы, также обнаружены следы копоти. То есть это говорит о том, что после взрыва или в момент взрыва несколько секунд вокруг этого баллона была повышенная температура и вспышка произошла вокруг баллона. На втором, маленьком, баллоне обнаружились те же следы копоти.

До последнего слесари «Жилищника-1» утверждали, что это баллоны им не принадлежат, и они впервые их видят. Но на опознании задержанный сварщик указал именно на большой баллон, на котором следы горения есть, и на маленький, запорная арматура которого не была закрыта – его извлекли из-под развалин с открытой запорной арматурой. И закрыли эту запорную арматуру только через четыре дня после взрыва на второй экспертизе, там до сих пор оставалась газоконденсатная смесь.

Что касается содержимого баллонов, то одна из версий следствия основана на хорошо знакомых нам явлениях, при которых народные «умельцы», желающие заработать на обмане потребителей, бодяжат все, что могут: бензин, чтобы увеличить его количество, солярку, и, наверно, так же бодяжат и газ. Один литр газа стоит 25 гривен; если развести пожиже – получится неплохой «навар». МАФ – это метилацетилен-аленовая фракция, в состав которой входит масло. Естественно, что его можно разбавить маслом. Но если это сделать, то температура кипения газа увеличивается. Сварщики не знали, что работают с газом, свойства которого изменились. Если они когда-то и читали, что МАФ кипит при температуре минус 33 градуса, то никак не ожидали, что при минус трех газ у них перестанет испаряться. На следствии они заявили, что он у них начал заканчиваться, и они закончили работу и занесли в подвал баллоны. А на самом деле газ в баллоне не закончился, а просто перестал кипеть, т.е. испаряться. Фактически газ замерз, точно так же, как и запорная арматура, которую они закрыть физически не могли. Ее на втором эксперименте тоже еле-еле закрыли, приложив нечеловеческие усилия.

Все, что я сейчас изложил вам, не пустые разговоры. Все задокументировано. Эти документы – протоколы экспертиз и протоколы изъятия с места происшествия – находятся в прокуратуре. Взяты также пробы на анализы, которые поручено выполнить Киевскому институту судебных экспертиз. В ходе этого витка исследований будут установлены температура кипения и химический состав МАФа – того газа, который и вызвал взрыв в подвале дома № 67. А все дальнейшие выводы сделает следствие».

Кроме мнения эксперта, еженедельник сообщает подробности первого заседания суда по делу о взрыве. На заседании газоэлектросварщик КП «Жилищник-1» Абдураман Абдураимов показал, что 24 декабря работал допоздна и после окончания трудового дня занес баллоны в подвал, хотя для их хранения имеется специальное помещение.

Кроме Абдураимова, по постановлению прокуратуры задержаны директор коммунального предприятия «Жилищник-1» Николай Черкашин и мастер технического участка Галина Чабан. Все трое подозреваются в нарушении правил безопасной эксплуатации емкостей, работающих под давлением, несанкционированном обустройстве слесарной мастерской в подвале жилого дома и служебной халатности. По делу о взрыве допрошено более 150 человек, изъяты документы указанного коммунального предприятия, однако обвинения задержанным еще не предъявлены.

Евпатория, Анна Мариху

© 2009, «Новый Регион – Крым»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Крым, Конфликт на Украине, Скандалы и происшествия,