AMP18+

Крым

/

Крым пытается сгладить последствия «нефтяного скандала»

Конфликт между российскими нефтяниками и Кабмином Украины пытается нивелировать Министерство экономики Автономной Республики Крым. Об этом свидетельствует проект постановления «О мерах по стабилизации цен на нефтепродукты», разработанный специалистами ведомства в связи с чрезмерным подорожанием топлива на местном рынке нефтепродуктов.

Согласно документу, крымские экономисты предлагают, во-первых, сдерживать цены на дизельное топливо и бензины марок А-76, А-80, Аи-92, Аи-95, реализуемые через автозаправочные станции, до первого января 2006 года. А во-вторых, установить предельный уровень торговой надбавки к оптово-отпускной или таможенной стоимости топлива, не превышающий 15-процентного барьера.

Как отмечают авторы документа, проект был разработан в соответствии с восьмой статьей Закона Украины «О ценах и ценообразовании», постановлением Кабинета Министров Украины от 25 декабря 1996 года № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» (с изменениями и дополнениями внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 9 апреля 2005 года № 265).

Между тем, скандал не утихает. По информации NewsInf, крупнейшие нефтяные компании России направили в адрес премьер-министра РФ Михаила Фрадкова совместное письмо, с просьбой защитить их интересы на Украине. Нефтедобытчики России недовольны тем, что украинское правительство установило контроль за ценами на бензин и дизельное топливо, увеличило налоговое давление, тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Опасения российских нефтепроизводителей вызвало и то, что антимонопольный комитет Украины расследует вопрос о монополизации рынка тремя компаниями («ЛИНОС», «УкрТатНафта» и «ЛУКОЙЛ»), а на высоком правительственном уровне обсуждается возможность реприватизации нефтеперерабатывающих предприятий.

Письмо в адрес председателя правительства России подписано руководством компаний «ЛУКОЙЛ», ТНК-Бритиш Петролеум, «Татнефть» и «Группа «Альянс». Кроме просьбы о защите своих интересов на украинском рынке, компании хотят включить этот вопрос в повестку предстоящих переговоров с премьером Украины Юлией Тимошенко. Именно ей вменяется нарушение меморандума, подписанного 16 февраля 2005 года между компаниями «УкрТатнафта» (Кременчугский НПЗ), «ТНК-ВР Украина», «Линос» (Лисичанский НПЗ), «ЛУКОЙЛ Украина» (Одесский НПЗ), «Альянс Украина» совместно с «Казахойл Украина» (Херсонский НПЗ) и правительством Украины.

Этим документом в феврале настоящего года правительство и предприниматели согласовали основные направления развития украинского рынка нефти и нефтепродуктов. В меморандуме оговорено также создание в стране рыночных механизмов достижения баланса спроса и предложения. Российские компании со своей стороны «приняли меры по обеспечению полной уплаты НДС при импорте российской нефти», а также с 11 февраля 2005 года начали программу обеспечения села дизельным топливом в объеме 600 тысяч тонн по льготной цене 2400 грн/т для проведения весенних сельхозработ.

Но эти меры «не нашли должного отклика со стороны украинского правительства», - отмечается в письме. Правительство Украины, вместо шагов навстречу, увеличило налоговое бремя и тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом. А общемировой рост цен на нефть, плюс ко всем остальным факторам, привели к ощутимому росту цен на нефтепродукты с конца марта 2005 года. Стоимость импортируемой на Украину нефти подскочила почти на 54 %.

Чтобы бороться с высокими ценами на нефтепродукты украинское правительство во главе с Юлией Тимошенко ввело регулирование оптовых и розничных цен на нефтепродукты. Также были запрещены экспорт дизельного топлива и реэкспорт нефти, а антимонопольный комитет активно расследует вопрос о монополизации рынки тремя компаниями: «ЛИНОС», «УкрТатНафта» и «ЛУКОЙЛ».

К тому же на правительственном уровне обсуждается возможность реприватизации нефтеперерабатывающих предприятий, принадлежащих российским компаниям. «В частности, Лисичанского НПЗ, а плановая остановка на ремонт Лисичанского и Херсонского НПЗ объявляется чуть ли не главной причиной роста цен на нефтепродукты», - отмечается в послании к Михаилу Фрадкову.

«Решения по директивному регулированию рынка нефти и нефтепродуктов принимаются правительством Украины вне рамок диалога с нефтепереработчиками, - отмечают российские компании. - Российские компании расценивают подобные шаги правительства Украины как идущие вразрез с его заявлениями о приверженности принципам рыночной экономики и наносящие существенный ущерб интересам России».

Между тем накануне, когда стало известно об обращении российских нефтянников к Михаилу Фрадкову, правительство Украины объявило об ужесточении контроля за ценами на нефтепродукты на АЗС. Юлия Тимошенко провела встречу с представителями украинских нефтяных компаний и прирозила внушительными штрафами за нарушение своих директив. Правительство планирует ежедневно отслеживать цены на топливо на автозаправках во всех регионах страны. Кроме того, правительство намерено максимально использовать сети автозаправочных станций компаний «Укрнефть» и «Укртатнефть».

Приказом Министерства экономики Украины от 14 апреля, предельные уровни цен на дизельное топливо и бензины должны быть снижены за счет уменьшения торговой надбавки до 13%. Однако накануне сети автозаправок ряда нефтяных компаний прекратили отпускать нефтепродукты, не желая терпеть убытки от установленных правительством цен. А некоторые представители сетей АЗС и нефтезаводов заявили, что торговать нефтепродуктами будут по рыночным ценам, а не по заниженным ценам правительства.

Симферополь, Оля Алексина

© 2005, «Новый Регион – Крым»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Крым, Конфликт на Украине, Россия, Экономика,