AMP18+

Крым

/

Крымские власти снова взялись за план дерибана озера Донузлав и его окрестностей

Власти Крыма собираются содействовать активной добыче песка на озере Донузлав. На сегодняшнем заседании президиума Верховного Совета Крыма вопрос об использовании озера Донузлав и прилегающей к нему территории был внесен в повестку дня текущей сессии парламента.

По словам председателя Совета министров Крыма Виктора Плакиды, в последнее время крымчане, живущие в районе Донузлава, или имеющие там бизнес, жалуются на сокращение прибрежной полосы. Но, вместо прекращения добычи песка, власти задумались лишь о введении ее в законные рамки.

«Нам бы очень хотелось, чтобы добыча песка и в акватории Донузлава и севернее, и на «Косе Южной», и в других местах, которые есть сегодня в Крыму, безусловно, велась. Нам совершенно не интересно, чтобы строительные организации Крыма возили песок из Херсонской области, это абсолютно не поддержит экономику Крыма», – пояснил Плакида.

Он отметил, что, прежде всего, Донузлав и прилегающую к нему территорию планируется развивать, как рекреационный объект.

При этом он добавил, что чиновники не исключают реализацию проекта по переносу Евпаторийского порта на Донузлав.

«Каждый из проектов имеет право на жизнь, и порт все равно когда-то будет там существовать. Выносить его (порт Евпатории – ред.) из городской полосы надо, он «заперт» сегодня по экономическим признакам», – заявил Плакида.

Премьер Крыма отметил, что инициатива властей заключается в том, чтобы легализовать бизнес по добыче песка.

«Она и сегодня есть и необходимые разрешительные документы тоже, но хотелось бы, чтобы эта добыча песка не нарушала экологический баланс береговой половы и самого озера Донузлав», – заявил Плакида.

В тоже время депутат ВС Крыма Валерий Иванов зачитал журналистам проект решения по Донузлаву, которым Верховный Совет автономии собирается поручить Совету министров Крыма совместно с «заинтересованными, учреждениями и ведомствами», а также органами местного самоуправления в Крыму изучить возможные варианты использования озера и прилегающей к нему территории с привлечением научных и научно-исследовательских учреждений, контролирующих органов и общественных организаций. После этого Совмин должен будет определить наиболее оптимальны вариант проекта «с учетом государственных и общественных интересов» и внести его на утверждение ВС Крыма.

Иванов озвучил одну из возможных версий реализации этого решения.

«Фирма «Граненый стакан» заинтересована в том, чтобы там (на Донузлаве – ред.) что-то сделать, она подает заявление в Совмин, там говорят: больше заинтересованных нет. Эта фирма проплатит научно-исследовательским учреждениям, и сделают. так называемый. генплан местного значения, где будет прописано, что только гостиничный комплекс или игровые центры там могут быть. После этого Совмин вносит проект решения в ВС Крыма и ссылаясь на научные организации, будет рад отдать территорию, прилегающую к Донузлаву потому что нам деньги нужны за аренду», – говорит Иванов.

По его мнению, власти Крыма должны принимать во внимание концепцию развития Донузлава, разработанную независимыми исследовательскими организациями.

«Я понимаю, когда Совмин обращается в «КрымНИИгеологии», проплачивает им, и они нам выдают заключение, тогда мы объявляем конкурс. Здесь я не понял ничего», – заявил Иванов, добавив что поэтому он выступил с предложением более детального изучить готовящиеся решение ВС Крыма.

«На сессию этот вопрос вынесен, но на пленарные заседания в октябре он выноситься не будет», – добавил депутат.

Напомним, что в 2007 году в Совете министров Крыма обсуждался вопрос переноса грузового района Евпаторийского порта на «Косу Южная» на Донузлаве. Тогда же, в правительстве решили ежемесячно заслушивать отчеты компаний, которые будут добывать песок на Донузлаве в Министерстве промышленной политики, транспорта, связи и ТЭК Крыма. Там же предполагали докладывать об объемах добычи песка и формировании цен на него.

Первый заместитель главы правительства автономии Азиз Абдуллаев предупредил, что компаниям, которые не будут платить налоги в местные бюджеты, запретят добычу песка.

Напомним, в июне 2007 года комиссия Главного управления МЧС Украины в Крыму приостановила деятельность Евпаторийского морского порта по причине использовании на производстве просроченных противогазов. Сами портовики полагают, что причина закрытия не в противогазах, а в переделе бизнеса по добыче песка, в чем заинтересованы некоторые депутаты Верховного Совета автономии.

Добычей песка Евпаторийский порт промышляет еще с 60-х годов, имея на эту деятельность соответствующую лицензию Минприроды Украины. Песок приносил предприятию более 80% его доходов. Еще в 2006 году остро стал вопрос об отсутствии у порта необходимых документов, в частности отвода земли.

В январе 2007 года запрет на добычу песка вынесла Государственная Азово-Черноморская экологическая инспекция, а в феврале – Министерство охраны окружающей среды Украины. И хотя в судах разной инстанции порт выиграл, Апелляционный суд Крыма оставил в силе постановление о запрете добычи песка.

По словам крымского спикера Анатолия Гриценко, главная проблема заключается в том, что порт якобы сам вообще не занимается добычей песка, а все оборудование, предназначенное для этого, передал в аренду неким трем коммерческим структурам, которые этот песок и добывают.

«Я заинтересован в том, чтобы этот песок добывался в Евпаторийском порту для нужд строителей Крыма, потому что сегодня нестабильная работа порта приводит, прежде всего, к экономическим проблемам, связанным с выплатой зарплаты, с показателями порта», – отметил Гриценко.

Ранее, в ноябре прошлого года Минприроды Украины создало межведомственную комиссию по проверке добытчиков песка на Донузлаве. В задачи комиссии входила и выработка предложений по ликвидации негативного влияния добычи песка на рекреационный комплекс Евпатории.

За последние десятилетия ширина песчаной полосы Евпатории сократилась на 40 метров. Причиной специалисты называют чрезмерную добычу песка. Они подсчитали, что за полстолетия в районе Евпатории выработали свыше 200 миллионов кубометров песка.

Кроме добычи песка, существенной статьей доходов предприятия являются паромные перевозки в турецком направлении. По данным Евпаторийского порта, за год через него пропускается до 70 тысяч пассажиров и около 10 тысяч большегрузных автомобилей.

Кроме того, в 2006 году под давлением общественности президент Ющенко отменил свой указ о строительстве крупного промышленного порта на озере Донузлав.

Крымские ученые и экологи предложили вместо торгово-промышленного порта создать единый западно-крымский рекреационный регион общеукраинского значения, куда бы вошли курорты Евпатории, Сак и озеро Донузлав, так как индустриальное развитие западного побережья повлияет на весь курортный Крым, что обернется большими экономическими потерями, ухудшением здоровья населения Крыма и Украины.

После отмены указа крымский премьер Виктор Плакида заявил, что вопрос строительства морского транспортно-промышленного комплекса на озере Донузлав в Евпатории требует дальнейших обсуждений и «тема по Донузлаву не закрывается».

Ссылки по теме:

Экологи дадут оценку переносу Евпаторийского порта на Донузлав >>>

Крымский Совмин вернулся к планам промышленного уничтожения Донузлава. Организаторам «КаZантипа» пора искать другое место для фестиваля >>>

Минприроды Крыма может оставить Евпаторию без порта>>>

Евпаторийский морпорт отбил в суде право на уничтожение песчаных пляжей >>>

Минприроды Украины запретило добычу песка на озере Донузлав в западном Крыму>>>

Тема строительства порта на Донузлаве еще не закрыта – крымский премьер>>>

Ющенко передумал гробить западное побережье Крыма>>>

Протесты крымчан не охладили интерес иностранных инвесторов к строительству порта «Донузлав» >>>

Симферополь, Дарья Орлова

© 2009, «Новый Регион – Крым»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Крым, Конфликт на Украине, Туризм, Экономика,