Эксперт: Радикальные исламисты окопались в Крыму, потому что междлис не может предложить татарам ничего нового
Популярность среди крымско-татарской молодежи радикальных исламских течений объясняется консерватизмом меджлиса (нелегального этнического «парламента», – ред.) и его неспособностью предложить что-либо молодому поколению. Законодательный запрет «Хизб-ут-Тахрир» не даст ожидаемого результата без анализа причин возникновения в Крыму подобных течений.
В интервью еженедельнику «События» президент киевского Центра ближневосточных исследований Александр Богомолов рассказал, что о появлении в Крыму сторонников движения «Ат-Такфир валь-Хиджра» стало известно около полутора лет назад. Тогда появилась информация, что некие люди нападают на своих же соотечественников, используя исламскую идеологию, поскольку «такфир» – это исламский аналог отлучения от церкви.
По оценке специалиста, милиция несколько преувеличивает численность «такфиров» в Крыму.
«Данная идеология, достаточно агрессивная, нигде и никогда не была многочисленной. Потому что она сама по своей природе исключает людей из круга и не может быть очень популярной по своей сути. Кроме того, желание обвинить кого-то в чем-то, отлучить, а себя при этом выдвинуть на позицию авторитета скорее отталкивает, чем привлекает», – отметил Богомолов.
Он добавил, что идеология «такфира» мотивирует не совсем адекватных людей, склонных противопоставлять себя обществу. Но в каких-то политических ситуациях она все же может приобрести настолько много сторонников, что это уже будет проблемой для общества. Как пример он привел Египет, где «такфиритов» подозревают в причастности к убийству президента Анвара Садата.
«В случае с Крымом, где в крымско-татарском сообществе существует масса нерешенных проблем, очевидно, тоже находятся какие-то горячие головы», – считает специалист.
По его оценке сторонников другой радикальной исламской организации – «Хизб ут-Тахрир» – на полуострове насчитывается не более тысячи. При этом «реально бойцов, преданных идее», не больше двух сотен человек.
«Есть люди, которые в достаточной степени индоктринированы, вся литература присутствует и общедоступна. При этом часть литературы «Хизб ут-Тахрир» уже переведена на украинский и крымско-татарский языки», – подчеркнул эксперт.
Среди основных факторов проникновения этой идеологии в Крым Богомолов назвал высокий уровень религиозного невежества при резко возросшем спросе на религию и ее привлекательность для людей.
«Потому что «Хизб ут-Тахрир», призывая вроде бы к религии, предлагает им некую социальную модель и, более того, подает себя как некий образец мусульманской морали. Далее они выстраивают некие сети, властные взаимоотношения, то есть своего рода иерархию из вовлеченных людей, а это уже политический ресурс, – пояснил эксперт. – Выражаясь образно, «Хизб ут-Тахрир» – это своего рода социальный наркотик. То есть люди, в особенности молодежь, перед которыми стоят задачи социализации, вхождения во взрослое общество, вместо того, чтобы прилагать свои усилия, тут имеют дело с целой структурой, которая сама идет им навстречу, сама их социализует, создает им всякие социальные бонусы, при этом восполняя в чем-то их интеллектуальный и духовный голод».
По словам Богомолова, при этом «Хизб ут-Тахрир», используя религию, по своей форме является политическим проектом. Причем, претендуя на статус глобального, он на самом деле занимается микрополитикой – политикой на уровне общины.
«Хизбы» уже стали реальным, ощутимым оппонентом меджлиса. По крайней мере, представители меджлиса воспринимают их как серьезную угрозу. А это значит, что они уже заработали у определенной части населения авторитет, а авторитет – это власть», – отметил эксперт.
Отвечая на вопрос, почему меджлис и крымский муфтият проигрывают «хизбам» борьбу за умы молодежи, Богомолов подчеркнул, что обе структуры законсервировались в своем развитии и им нечего предложить молодому поколению.
«Хизб ут-Тахрир» работает преимущественно с молодым поколением. Это проект молодежи для молодежи, а меджлис – структура, которая выросла из национального движения, состоявшего из людей более старшего поколения. И они не нашли интонации, которая была бы созвучна молодежи, выросшей уже в Крыму, в новых условиях. Меджлис вообще должен был бы как-то развиваться все эти годы, но эта структура немножко законсервировалась. Приблизительно то же самое происходит с муфтиятом. А «Хизб ут-Тахрир» привлекает своей религиозной аурой мусульман, да еще и оказывает им социальную поддержку», – отметил эксперт.
При этом он убежден, что законодательный запрет «Хизб ут-Тахрир» и подобного рода течений не принесет значительного результата.
«Это можно сравнить с актом символического убийства, вроде практики культа вуду, когда создают куклу врага и прокалывают ее иголкой. Результат будет примерно тот же», – убежден Богомолов.
По его словам, необходимо исследовать причины возникновения этого явления и решить проблемы, его порождающие. Кроме того, украинское государство должно поддержать традиционный ислам в Крыму в лице муфтията, тогда как сегодня «власть смотрит на ислам не как на партнера, а как на источник возможных проблем».
Симферополь, Анна Ахметова
© 2009, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».