Крымским татарам предложили найти новую памятную дату вместо 18 мая
В крымско-татарском общественном движении продолжается поиск праздника, который стал бы альтернативой траурной дате 18 мая и способствовал пропаганде возрождения национальной государственности.
В частности, сообщает ресурс оппозиции «Милли Фирка», проживающий в Москве доктор физико-математических наук, профессор, крымско-татарский поэт Айдын Шемьи-заде предлагает ежегодно отмечать 25 марта День национального возрождения крымских татар.
В этот день в 1917 году, в момент волнений в столице России, Петрограде, в Симферополе был созван Всекрымский мусульманский съезд, собравший 1500 делегатов и более 500 приглашенных лиц.
«Историческое и нравственное значение этого акта мы сегодня не вполне осознали, – пишет Шемьи Заде. – Но это была важнейшая веха в нашей истории, сравнимая с основанием Хаджи Девлет Гераем независимого Крымского государства в 1449 году».
Съезд решил, подчеркивает автор, две главнейших задачи: всенародное избрание муфтия и создание крымско-татарского органа исполнительной власти:
«Съезд был мусульманский, поэтому он был полномочен в легитимном порядке избрать муфтия. Дело было в том, что единственной высокой должностью, на которую крымские татары могли предлагать своих представителей, был пост муфтия. Но народ был отстранен от участия в этом предприятии. Предварительно кандидатуру на этот пост выдвигали лояльные русскому царю мурзы. После этого муфтий назначался министром внутренних дел и утверждался в должности императорским двором. Теперь же Всекрымский мусульманский съезд постановил, что свободно и легитимно избранные народом делегаты будут избирать муфтия! Это было первое после уничтожения нашего государства свободное волеизъявление крымскотатарского народа!» – поясняет поэт.
Второй важной задачей Всекрымского мусульманского съезда стали выборы комиссии из 36 человек, которая должна была сформировать легитимный светский орган руководства обществом – Крымский Мусульманский Исполнительный Комитет. Такой орган (кратко – Мусисполком) был избран:
«Все дела крымских татар перешли в ведение Мусисполкома, которому подчинялись местные мусульманские комитеты Крыма. Под контролем Мусисполкома находились политическая деятельность, культура, религиозные дела, экономика. Исполком имел во всех уездных городах свои комитеты, а в деревнях также были маленькие комитеты».
Революционер-националист Али Боданинский писал тогда, что задача Мусисполкома – «неуклонное стремление к организации демократических татарских масс, стремление к внедрению среди них сознательного и преданного отношения к идеям общероссийской и, в частности, крымско-татарской революции».
«Все восемь месяцев до открытия Курултая Мусисполком оставался главным организующим органом крымско-татарского общества. Все достижения великого 1917-го года связаны с деятельностью Мусисполкома. Этим напоминанием я обращаю внимание нашей общественности на историческое значение факта созыва Всекрымского мусульманского съезда. Полагаю, что дата открытия этого великого основополагающего национального конгресса 25 марта вполне может быть принята за дату ежегодного праздника Дня национального возрождения», – заключает крымско-татарский поэт и математик.
Напомним, что судьба председателя Мусисполкома Челебиджихана, как и судьба возглавляемой им с конца 1917 года Крымской народной республики, – закончились трагически. После Октябрьского переворота при помощи Черноморского флота большевики свергли крымско-татарское правительство и за короткий срок захватили весь Крым. Номан Челебиджихан 26 января 1918 года был арестован. 23 февраля того же года крымско-татарский лидер был убит в Севастополе матросами-анархистами, а его труп был выброшен в Чёрное море.
Симферополь, Евгений Андреев
© 2010, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».