Политолог Анатолий Филатов: сейчас главная задача для Крыма – не новая Конституция, а Договор о разграничении полномочий с Киевом Интервью «Новому Региону»
Виктор Янукович вряд ли позволит партии «Русское единство» реализовать свое обещание о принятии новой Конституции Крыма, которая бы предоставила полуострову большую свободу от Киева.
В условиях, когда новый украинский президент считает любые проявления самостоятельности регионов недопустимыми, принятие новой редакции Конституции Крыма вряд ли возможно.
Тем не менее, появление проекта новой редакции Основного закона все равно стоит на повестке дня крымской политики как важнейший вопрос. Возвращение Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 г. возможно только в том случае, если будет заключен Договор о разграничении полномочий между Симферополем и Киевом. Подлинная автономия возможна лишь при наличии законодательных функций ее парламента.
Об этом, комментируя в интервью «Новому Региону» инициативу партии «Русское единство», рассказал крымский политолог Анатолий Филатов.
«Новый Регион»: Считаете ли вы реальным добиться принятия новой редакции Конституции Крыма при нынешних политических реалиях?
Анатолий Филатов: Если отвечать кратко – то, нет. Конкретизировать ответ могу тем, что ни один политический центр государства, к числу которых мы можем отнести и Киев, не содержит мотивации «отпускать» регионы, за исключением его (центра) политической деградации.
В нашей ситуации, когда взят курс на построение «вертикали власти», украинская государственная власть, в лице, прежде всего, президента, считает любые проявления региональной самостоятельности пагубными, а вместо них предлагает патрональные проекты для регионов (тем более, тех, которые, как Крым, являются для нее базовыми). То есть, такие проекты, которые контролируются и курируются центром, типа «Крым – жемчужина Украины». Собственно, этот проект и есть ответ Киева любым попыткам развития, упрочения и даже сохранения крымской автономии. В этом же ряду следует рассматривать и деятельность Василия Джарты по продвижению нового закона о Совете министров АРК. Этими действиями киевская власть пытается отсечь любые крымские инициативы, направленные на достижение реальной самоуправляемости своей территории. Как только в Крыму кто-либо станет поднимать тему наполнения крымской автономии реальным содержанием, им из Киева будут отвечать проектами «Жемчужина» и «Джарты».
Также не следует забывать, что партия нынешней украинской власти – Партия регионов – имеет в своем руководстве влиятельных людей, которые ради экономической выгоды своих групп влияния готовы потворствовать любым сумасбродным устремлениям украинства, в том числе стремлению украинизировать всю территорию Украины по галицкому образцу. Подтверждением тому является пребывание в должности секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины выдвиженки Рината Ахметова Раисы Богатыревой, которая еще недавно пела в унисон с украинствующим президентом Ющенко, да и сейчас не забыла эти «песни».
«Новый Регион»: Тем не менее, как сможет защитить права человека и экономические полномочия республики – в условиях унитарного государства – новая редакция Основного закона?
Анатолий Филатов: Чтобы ответить на этот вопрос, надо видеть эту новую редакцию. Разговоров о ней явно недостаточно. И это даже важнее, чем допущения о положительной реакции Киева на гипотетическую новую редакцию Конституции Крыма.
«Новый Регион»: А, может, не изобретать велосипед и вернуться к Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года?
Анатолий Филатов: Возвращение Конституции РК от 6 мая 1992 г. возможно только в том случае, если будет заключен Договор о разграничении полномочий между Крымом и Киевом. Собственно, эта Конституция и не была реализована по той причине, что такой Договор так и не был заключен. Поэтому сейчас надо поднимать вопрос не об изменениях в крымской Конституции, а о Договоре по разграничению полномочий. То есть, заключение этого Договора должно предшествовать крымской Конституции, точно также как провозглашение независимости какого-либо государства предшествует принятию его Конституции.
Что касается международного опыта, то он однозначно свидетельствует в пользу договорных отношений между автономным образованием и государственным центром. Не только в федеративных странах, но и в унитарных, как например, в Испании, где, несмотря на законодательный отказ от федерализма, существуют Договора по разграничению полномочий Мадрида с Каталонией, Андалусией, Наваррой или Страной Басков. Хочу особо подчеркнуть, что заключение Договоров по разграничению полномочий –– это правовая, политическая и юридическая норма современной Европы. И если украинская власть (вне зависимости от ее цветов и оттенков) так стремится быть похожей на Европу, то и эти традиции ей необходимо перенимать.
«Новый Регион»: Заключение упомянутого Договора потребует проявления политической воли крымских элит. Каков механизм заключения Договора?
Анатолий Филатов: Работа по подготовке и заключению Договора о разграничении полномочий между АРК и Украиной должна включать в себя как минимум два основных действия: ВС Украины – восстановить действия Закона Украины о крымских республиканских (региональных) партиях, отмененного в 1996 г.. Депутатам ВС Крыма и Севастопольского горсовета необходимо будет начать процедуру по восстановлению административно-территориальной целостности РК, которая существовала в первой половине 90-х годов.
Сам Договор о разграничении полномочий между АРК и Украиной должен содержать, в качестве основных, следующие положения:
принцип субсидиарности и делегирования полномочий, позволяющий строить отношения региона (Крыма) и центра с учетом международной (в т.ч. европейской) практики регионализма и демократических норм современного государственного права;
право ВС Крыма принимать республиканские (региональные) законы;
право ВС Крым готовить законопроекты для рассмотрения депутатами Верховного Совета Украины;
утверждение одноканального республиканского бюджета в Крыму и нормирование отчислений в государственный бюджет Украины;
восстановление ликвидированных в 1994-1995 гг. крымских республиканских министерств – внутренних дел, юстиции, безопасности, республиканской прокуратуры во главе с республиканским прокурором, назначаемым ВС Крыма, Верховного суда Крыма.
Если говорить о законодательных функциях крымского парламента, то сейчас они просто отсутствуют, что является если не политической нелепостью, то правовой несуразностью. Вроде бы мы имеем Верховный Совет, а по содержанию, состоянию и функциям он ничем не отличается от любого областного совета на Украине. К слову сказать, в РФ каждый субъект, включая области, имеет Законодательное собрание, которое не просто несет громкое название, но и принимает региональные законы.
Ссылка по теме:
«Русское единство» будет инициировать принятие новой Конституции Крыма >>>
Симферополь, Евгений Андреев
© 2010, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».