Тузла раздора: украинские пограничники ругаются, но пока не стреляют
На конец июля намечен торжественный пуск в эксплуатацию дамбы в районе косы Тузла на Таманском полуострове. Удастся ли выполнить намеченное, не известно, - сообщают «Новые Известия». Работы на косе, вокруг которой прошлой осенью едва не вспыхнул территориальный конфликт между Россией и Украиной, продолжаются «ни шатко, ни валко».
Сегодня Тузла – четырехкилометровая насыпь шириной около 24 и высотой более 2 метров. За прошедшую зиму штормы не разрушили гигантское сооружение, а намыли много песка: рядом с Тузлой появился островок, который строители назвали Тузленком. А вот остров Тузла за зиму сократился более чем на 300 метров. По заключению специалистов, главные причины гибели Тузлы – изменение течения в Керченском проливе и неуклюжая попытка украинцев вырыть в пожарном порядке новый канал между российской косой и своим островом. По мнению руководителя строительства Кима Нехая, начальника ГУ «Дорожный комитет» администрации Краснодарского края, единственный способ спасти украинскую Тузлу – соединить ее с кубанской косой. «Мы готовы засыпать растущий промежуток между концом нашей косы и краем украинской Тузлы, – заявил Нехай «Новым Известиям», – а потом уже можно на этой «косе дружбы» построить прекрасную дорогу и мост, соединяющий Крым и Кубань». Реакции украинской стороны на эту инициативу пока нет.
Ким Нехай подтвердил, что коса Тузла практически готова к вводу в действие. Официальная краевая пресса рисует радужные перспективы развития косы Тузла. Обошедшаяся всего-то в сумму более 200 млн. рублей, коса, оказывается, уже принесла российской казне сотни миллионов долларов прибыли. Теперь суда РФ не будут платить украинской стороне огромные деньги за прохождение Керченского пролива, а спокойно проплывут мимо насыпи. Тем не менее проход, по которому российские суда идут из Азовского моря в Черное, остается в руках Украины. Прибыль Керченского порта от транзита наших судов в позапрошлом году едва превысила 1 млн. долларов. При этом следует учитывать, что канальный сбор является целевым. Поступления от него расходуются на оплату дноуглубительных работ. Ставки сбора и для российских судов, и для украинских, следующих в режиме загранплавания, одинаковы.
Сейчас на косе Тузла изредка появляется самосвал с камнем, который возят за восемьдесят километров из карьера в районе Анапы. Казачий пост, официально оформленный как охрана стройплощадки, уже снят. У начала косы разбили свои палатки любители экстрима. Здесь вошло в моду новое развлечение. По пояс в воде добраться от косы к пограничной зоне и дразнить украинского стража кордонов. Когда тот начинает грозить стволом, следует немедленно удирать на свою территорию.
Украинцы в ответ ругаются в мегафон, но пока не стреляют.
Симферополь, Ирина Виноградова
© 2004, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».