AMP18+

Крым

/

Мнение: Крымская власть ублажает меджлис «пряниками», позабыв о «кнуте» Что сделали с «королем самозахватов» в тюрьме

Сообщения о попытках крымского правительства в короткие сроки разрешить проблему самозахватов в последнее время регулярно занимают верхние строчки сводок новостей с полуострова. После серии переговоров чиновников с лидерами меджлиса процесс перешел в практическую плоскость – как уверяет руководство автономии, уже на следующей неделе могут появиться на свет первые решения Симферопольского городского и районного советов о выделении массивов на окраине крымской столицы для раздачи участков репатриантам.

Таким образом власти надеются стимулировать добровольное освобождение крымскими татарами захваченных земель. Однако не факт, что план правительства Василия Джарты сработает так, как рассчитывает премьер, и социальное напряжение, спровоцированное захватами, улетучится. Никто не гарантирует, что по мере легального выделения земли татарам их место на захватах не займут другие репатрианты.

Об этом пишет обозреватель РИА «Новый Регион» Алексей Неживой.

У каждого конкретного квадратного метра «полян протеста» нет жесткой привязки к конкретному самозахватчику. Поэтому, если завтра какой-нибудь «пикетчик» Айдер Ислямов получит от властей участок под застройку, послезавтра может оказаться, что на захвате его колышки уже облюбовал некий Ислям Айдеров, и теперь умасливать надо еще и его. В принципе, эта карусель может работать бесконечно долго и совершать неограниченное количество оборотов в год.

Чтобы сломать эту схему, как ни крути, а рано или поздно, власть, кроме пряника, должна показать и кнут. Но лидер меджлиса Мустафа Джемилев уже заранее намекнул: снос самозахватов приведет к столкновениям с «пикетчиками».

«Вероятность силовых конфликтов полностью исключить нельзя. Кроме того, есть очень много шовинистических сил, которые заинтересованы в таком развитии событий. И не только внутри нашей страны, но и со стороны государства, которое все время подзуживает. В прессе и особенно в интернете очень много публикаций с призывами к силовым действиям», – заявил Джемилев.

Наверное, кое-где кое-кто действительно попробовал бы остановить бульдозеры, появись они на захваченных землях. Вот только без централизованной поддержки и управления вряд ли можно ожидать, что сопротивление властям может иметь сколь-нибудь значимые масштабы. Вопрос в том, способен ли нынешний меджлис взять на себя роль штаба противостояния.

Делать громкие заявления меджлисовцам вполне еще по силам, участвовать в кабинетных «тёрках» с чиновниками – тоже. А вот желающих скакать по полям с арматурой в руках, похоже, уже и не осталось. Какие уж там драки, когда даже организацию самозахватов меджлисовцы выпустили из своих рук. Этим в последние годы занимались люди типа Данияла Аметова, прозванного прессой «королем самозахватов». Вот он теоретически мог бы устроить что-то вроде бульдозерной войны.

До 1998 года Аметов был практически никому не известен. Его взлет начался, когда в меджлисе произошел раскол, и часть его членов обвинили группу верных соратников Джемилева в разворовывании денег, поступавших от иностранных спонсоров и по бюджетной программе обустройства репатриантов. Среди оппозиционеров был Сервер Керимов – глава партии «Адалет», боевое крыло которой занималось силовым обеспечением всех меджлисовских акций. Поэтому Керимова убрали с политической арены одним из первых. Место бойцов «Адалета» заняли маргиналы вроде Аметова.

С этого момента будущий король самозахватов начал свое продвижение в активную политику. Очень скоро он понял, что руководство полудохлой охранной структурой меджлиса его не прокормит. Тогда в 2003 году Аметов начал осуществлять собственный проект – организацию захватов земли под лозунгом наделения участками всех татар. На самом деле, как известно, землю просто «столбили» для дальнейшей перепродажи.

К 2005 году «король» решил для солидности обзавестись статусом духовного лица. Он стал имамом созданной им же мусульманской общины «Ислям», отрастил бороду и начал искать контакты с крымскими ваххабитами, конфликтовавшими в тот момент с меджлисом. Это ему удалось, и на захватах все чаще можно было увидеть бородатых ребят, любящих поговорить на сектантские темы.

К 2010 году в самозахватах, организованных Аметовым, участвовало около 4-5 тысяч человек. Это немалая сила, и власти всерьез опасались крупных беспорядков во время суда над «королем». Но тот, как утверждают сведущие люди, дал команду не шуметь. Ко всему прочему он решил обзавестись ореолом идейного мученика. Срок ему светил небольшой, а с перспективой условно-досрочного освобождения и вовсе плевый. Зато вернуться из тюрьмы Даниял надеялся уже с претензией на лидерство в национальном движении.

До начала этого года его планы имели шансы на воплощение в жизнь. Да и оставшиеся на свободе «аметовцы» вполне могли бы доставить власти массу неприятностей, в случае начала сноса самозахватов. Однако буквально на днях ситуация переменилась.

В январе Аметова из Крыма перевели в колонию №105 в Херсонской области. И почти сразу же агентство «QHA» сообщило о конфликте сидельца с администрацией заведения. Как заявил изданию глава «Фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма» Надир Бекиров, охранники насильно побрили «короля самозахватов».

Эту информацию подтвердил и источник «Нового Региона» в силовых структурах. При этом он отметил, что за невыполнение правил режима Аметов был отправлен в карцер и это ставит под большой вопрос его условно-досрочное освобождение.

«Он изначально неправильно выстроил отношения и с администрацией колонии и с другими заключенными, попытался поставить себя в особое положение, отказался работать, отказался приводить себя в надлежащий вид, заявив, что он духовное лицо, хотя таковым не является – община «Ислям» уже полтора года как лишена регистрации. Тогда его друзья сделали ему фиктивную справку о том, что он имам, а это уже, между прочим, тянет на новый срок в перспективе. Администрация снова потребовала побриться. Он отказался, оказал охране сопротивление, был побрит, сейчас сидит в карцере», – сообщил источник.

Кроме того, по его словам, Аметов настроил против себя и контингент колонии.

«Он забыл, что находится не дома, и что даже если ты строишь из себя политзаключенного, людям не нравится, когда с ними разговаривают, как с низшими существами. Да в общем-то и в советские времена зэки политических не очень жаловали. А тут его еще и заметили в «крысятничестве». Не знаю точно что, по мнению зэков, он у кого взял без спроса, но случился очень неприятный конфликт, после которого ему отвели место под шконкой и приготовили ложку с просверленной дыркой. Те, кто сидел, понимают, что это значит», – рассказал источник.

В общем, перед Аметовым теперь маячит перспектива отсидеть все, отведенные судом, 4 года, а может и больше, и, кроме того, пострадал его социальный статус. Таким образом, «аметовские» самозахваты можно считать обезглавленными. Оказать организованное сопротивление сносу «полян протеста» соратники «короля» теперь вряд ли смогут. Для власти сложился удачный момент, чтобы приступить к ликвидации захватов.

Однако вместо этого мы продолжаем слышать слова о необходимости наделения самозахватчиков землей. Остальные крымчане, среди которых десятки тысяч имеют право на получение участков, в расчет не берутся…

Симферополь, Алексей Неживой

© 2011, «Новый Регион – Крым»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Крым, Конфликт на Украине, Недвижимость, Политика,