Джарты вернулся в Крым на историческую родину
Хозяйское поведение председателя Совета министров Крыма Василия Джарты на полуострове нашло простое объяснение. Согласно признанию самого премьера, он никакой не варяг, а в Крым вернулся на историческую родину.
«Многие называют меня варягом, что я приехал откуда-то. Я хотел сказать, что я вернулся на историческую землю», – сказал Василий Джарты после посещения выставки «Крым в Приазовье. Культура и этнография мариупольских греков» в Симферополе 21 февраля (цитируется по КИА).
Джарты также заверил, что его предки являются выходцами из Крыма. «Мои родные и близкие по линии мамы и папы все греки, выходцы именно из Крыма, из крымского полуострова», – отметил он.
Прошел почти год с тех пор, как Джарты стал премьером Крыма, а до этого судьбоносного для многих момента он еще на протяжении нескольких месяцев приглядывался к своей исторической родине в качестве «смотрящего» от Партии регионов и даже пострадал за свое радение. И все это время, несмотря на свое греческое происхождение, считался пришлым, а подвиги так и не были оценены крымчанами. Но теперь многое из происходящего становится на свои места.
Вероятно, Василий Георгиевич действительно решил работать на благо своей исторической родины, да еще с позиций опыта наследника переселенцев. Это объясняет и его старание поскорее обустроить репатриантов из числа крымских татар и войти в историю (правда, за счет не менее крымских инвалидов) – параллели из прошлого обязывают. И стремление заботиться о всей крымской земле (да так, чтобы местные власти знали – шаг «налево» в земельных вопросах будет строго караться). И его желание развивать транспортную инфраструктуру (одна закупка троллейбусов по цене 2,3 млн грн за штуку у предприятия, производящего такие машины малыми партиями и только под заказ, чего стоит). И боль за катастрофическое состояние коммуникаций (особенно это коснулось ремонта симферопольских дорог на 107 млн грн в центре и на магистралях – на пути следования чиновников на работу и с инспекционными поездками в регионы полуострова). Да и, чего греха таить, натянутые отношения с наследниками понаехавших в Крым после переселения греков в конце XVIII века – тоже имеет корни. И тоже – исторические. При этом Джарты, возможно, сам того не зная, поступает опять же в соответствии с исторической данностью, но уже не с позицией просящего, а с высоты своего поста и предоставленных возможностей.
Согласно данным самой свободной из энциклопедий, в июле 1778 года из Крымского ханства в Россию переселили всего 31 386 христиан (в том числе 18 408 греков). Примечательно, что руководил переселением командующий Крымским корпусом генерал-поручик Александр Суворов. Все расходы взяло на себя российское правительство (с возвращением в казну затраченных средств через 10 лет). Греки долго не могли определиться с местом своего проживания, и тогда императрица Екатерина II сама жаловала грамоту, согласно которой «переселенцам из Крыма даровались привилегии и свободы», в том числе полное освобождение от воинской службы и от уплаты налогов на 10 лет.
Весной 1780 года греки показались на побережье моря. Каждому из своих селений греки давали названия тех населённых пунктов Крыма, откуда они пришли. Так, в частности, возникли села Бахчисарай, Ялта, Урзуф, Чердаклы, Карань, Мангуш, Ласпа, Старый Крым и другие (большинство из этих топонимов в том или ином виде сохранились в Крыму до сих пор).
Интересно и то, что греческий митрополит, получивший полную свободу действий на заселяемых землях, добился от императрицы отдельного поселения греков от других национальностей Российской империи, что подразумевало выселение запорожских казаков, русских и украинцев, проживающих к тому времени в городе Павловске (позже – Мариуполь) и двух слободах. Большинство проживающих здесь представителей других национальностей были переселены.
Итак, предок тех самых переселенцев возвращается в Крым. Он по-суворовски лихо проводит короткую победоносную кампанию, занимая премьерское кресло. Называющие себя крымчанами вынуждены ходить на поклон и клясться ему в верности, чтобы сохраниться после выборов. А сами выборы в исполнении премьера и подоспевшая административная реформа в итоге приводят к тому, что у руля республики остаются лишь свои проверенные кадры (кстати, не может не льстить Василию Георгиевичу и то, что Республика Крым не идет ни в какое сравнение с Республикой в Донецкой области). Остальные выстраиваются в очередь, признавая, что автономия сдалась окончательно.
Но история имеет свойство развиваться по спирали. Греки выселялись из Крыма не раз. И всегда – не по собственной воле. Даже события конца XVIII века, преподносимые как расселение на вольных землях Приазовья, нельзя отнести к благоприятным в истории греческого народа. Остается лишь выяснить временной промежуток нынешнего исторического витка.
Симферополь, Георгий Игнатьев
© 2011, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».