За полтора века государственные интересы в Ялте не поменялись – земельный кадастр, трасса, порт и летняя резиденция государя
Завтра Ялта отмечает 167-ю годовщину присвоения местечку статуса уездного города. Одновременно 172 года исполняется Ялтинскому морскому порту.
Как пишут «Ялтинские вести», населенный пункт и порт при нем, на месте нынешней Ялты были давно, но лишь 23 марта 1838 года Указом правительственного Сената Ялте был присвоен статус города. В это же время уездному землемеру Христофору Кондараки было дано предписание сделать замеры земли в новом городе.
Уже к 4 мая 1839 года все замеры были произведены, и Христофор Кондараки доложил в ялтинскую городскую полицию следующее:
Площадь города составила 12 десятин 839 саженей земли, из которых:
под домами и улицами 1 десятина 1802 саженей;
под церковью 50 саженей;
под фруктовыми садами 1 десятина 667 саженей;
под виноградниками 120 саженей;
под посадками льна 2 десятины 300 саженей;
под подсобными постройками 851 сажень;
неудобных земель 1 десятина 1022 сажени;
под дорогами 1 десятина 412 саженей;
под руслами речек (Дерекойка и Учан-Су) 120 саженей;
берег Черного моря (кручи, обрывы, скалы) 5 десятин 295 саженей.
В то время вся Ялта представляла собой небольшой застроенный участок в районе нынешнего порта и Поликуровского холма. В городе была каменная церковь, три трехэтажных здания, 22 – двухэтажных и 31 – одноэтажное. Жителей в городе было 228 душ обоего пола. К моменту, когда Ялта стала уездным городом, до нее уже была проложена шоссированная дорога из Симферополя, открылась карантинная застава, таможенный пункт, почтовая станция, каменный мол, который был построен по прямому указанию Генерал-губернатора Новоросийского края Михаила Воронцова.
В 1824 году Генерал-губернатор поручил Департаменту путей сообщения и его директору Александру Бетанкуру разработать проект шоссированной дороги от Симферополя через яйлу до Алушты, а затем до Ялты и Севастополя. Работами по строительству дороги руководил инженер-майор Павел Шепилов. Он же взялся по заданию графа разработать проект и составить смету строительства каменного мола в Ялте. Это место было выбрано по рекомендации капитана второго ранга Николая Критского, который доложил Воронцову о том, что ялтинская бухта наиболее благоприятна для строительства порта. 17 октября 1832 года Николай I подписал Указ о начале строительства в местечке Ялта насыпного каменного мола по проекту Павла Шепилова. Главному управлению путей сообщения было дано указание выделить на эти цели 133 тысячи 193 рубля 50 копеек серебром и объявить в Тавричсекой и соседних губерниях торги на строительство. 14 августа 1833 года был заложен первый блок в основание мола и именно эту дату следует считать днем рожденья Ялтинского морского порта.
30 сентября 1837 года на своей яхте «Полярная звезда» в Ялту со свитой прибыл российский император Николай I. Царь был приглашен Михаилом Воронцовым в его новый дворец в Алупке, строительство которого на тот момент подходило к концу.
У Николая I остались хорошие впечатления от Ялты и ее окрестностей. Настойчивость местной элиты и покровительство Генерал-губернатора привели к тому, что уже через несколько месяцев Ялте был присвоен статус уездного города. Ялта постепенно стала не только летней резиденцией императорской семьи, но и модным курортом.
Как сообщал «Новый Регион», нынешние «генерал-губернаторы» проводят инвентаризацию южнобережных земель, собираются построить скоростную трассу из аэропорта «Симферополь» в Ялту через Ай-Петри, сделать из морского порта яхтенную стоянку и отдать дворцы под президентские резиденции.
Ялта, Анна Холмечева
© 2005, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».