В Симферополе стороны «мусорного конфликта» вышли в люди
Конфликт вокруг единственной городской свалки Симферополя – полигона твердых бытовых отходов вблизи Каменки под Симферополем, который находится в концессии украино-словацкого ООО «Симэко», продолжается. Сегодня учредители предприятия со словацкой стороны, заручившись поддержкой представителя посольства, провели пресс-конференцию в Симферополе, на которой рассказали о проблемах взаимоотношений предприятия с городскими властями. Мэрия не осталась в долгу, ответив на претензии. «Новый Регион» приводит прямую речь обеих сторон конфликта.
Петр Качерик, представитель соучредителя ООО «Симэко» (Словакия)
«Предприятие «СИМЭКО» было создано в 2007 году с целью реализации в Симферополе программы обращения с отходами. Город в качестве учредительного взноса в уставной фонд предприятия внес старый неисправный бульдозер, словацкая сторона- денежный взнос. При создании «СИМЭКО» учредители протокольно договорились о том, что руководство предприятия будет со стороны Словакии, а Ревизионную комиссию будет возглавлять представитель Симферопольского горсовета.
В ноябре 2008 года «СИМЭКО» подписало концессионный договор с исполкомом Симферопольского горсовета, а с января 2009 года начало практически выполнять его условия.
За полтора года с начала работы предприятие без всякой поддержки со стороны городского бюджета, получая за размещение мусора те же деньги, что и предшественник- коммунальное предприятие, за счет инвестиций реконструировало производственную базу, построило сортировочную линию и провело пуско-наладочные работы. Начал осваиваться прирезанный участок. Словацкая сторона практически выполнила взятые обязательства.
С ноября 2010 года, после смены руководства города, началось планомерное давление на предприятие с намерением сначала найти причины для разрыва концессионного договора, а затем- с целью отодвинуть словацкую сторону от деятельности предприятия.
«СИМЭКО» прожило третий год работы под знаком жесткого давления со стороны силовиков. Прошедший год стал серьезным испытанием не столько для коллектива предприятия, сколько для учредителей. Но даже в таких условиях словацкая сторона пыталась не просто продолжать совершенствовать полигон, но и вносила серьезные предложения.
В мае 2011 года я официально, в письменной форме, предложил мэру Симферополя рассмотреть вопрос о корректировке системы обращения с отходами и инвестированию до 50 млн евро в дальнейшее развитие полигона. Естественно, без бюджетного финансирования. Однако вместо ответа я получил обвинения в невыполнении концессионного договора, подписанные зам. мэра Скуцким.
После такой реакции я подумал, что, может быть, это будет интересно в крымском масштабе. 24 ноября я проинформировал о внесенных предложениях первого вице- премьера Крыма Павла Бурлакова. До сегодняшнего дня ответа нет, но начались предвзятые проверки со стороны силовых органов. Силовики заняты исключительно предвзятым поиском нарушений.
Поставив цель получить полный контроль над предприятием, главной мишенью был выбран директор предприятия- гражданин Словакии Тибор Берцик, под руководством которого прошло возрождение полигона. Пользуясь тем, что иностранному гражданину надо ежегодно получать разрешение на работу, Симферопольский учредитель «СИМЭКО» по сути сорвал переназначение директора. В настоящее время предприятием руководит исполняющая обязанности директора. Естественно, ни о каком развитии в это время речь не идет.
Направления давления на предприятие следующие:
1. По инициативе мэрии, вопреки здравому смыслу и закону, в январе 2011 года было возбуждено уголовное дело якобы по фактам неуплаты налогов. Действительно, в сентябре 2010 года налоговая при проверке на пустом месте и вопреки собственным выводам насчитала «СИМЭКО» якобы неуплаченный в 2009 году сбор за загрязнение окружающей природной среды и 10- кратные штрафные санкции в размере 19 млн. грн. «СИМЭКО» в это время обжаловало налоговые решения в установленном законом порядке, а значит факт уклонения от уплаты налогов не был доказан. Тем не менее, 2 марта 2011 года налоговая милиция провела обыск на предприятии и изъяла ВСЮ документацию и ВСЮ компьютерную технику. До сегодняшнего дня нам ничего не вернули. В настоящее время мы имеем решение суда первой инстанции о признании незаконными налоговых уведомлений- решений на сумму 19 млн. грн, однако налоговая милиция активизировала «расследование» уголовного дела и уже предъявила обвинения главному бухгалтеру предприятия.
2. В декабре 2011 года предприятие сначала пытались обвинить в незаконном снятии верхнего растительного слоя грунта и привлечь к ответственности. Руководство сумело доказать, что не делало того, в чем его обвиняли. Затем последовали обвинения в том, что якобы предприятие растратило средства, предназначенные на освоение дополнительного участка. 6 марта последовали обыски на предприятии и по месту жительства руководства «СИМЭКО». Снова изъяты документы, база данных, кассовые книги и т.д. Подробности этой истории есть на сайте предприятия и каждый может с ними ознакомиться. От себя добавлю: условиями концессионного договора освоение участка не предусматривалось, однако предприятие в течение 2009- 2011 годов вложило в его развитие почти 900 тысяч гривен. Тем не менее, возбуждено уголовное дело якобы по фактам растраты вверенных предприятию средств в особо крупных размерах по статье, которая в советские времена, как мне сообщили, была расстрельной.
3. Позиция соучредителя предприятия со стороны Симферополя все это время была не только пассивной, но провокационной. Симферопольский соучредитель «СИМЭКО», вопреки требованиям закона, не выделяет землю в аренду, что мешает вводу в эксплуатацию линии по сортировке отходов и дальнейшим работам по освоению участка. Железнодорожный районный суд признал эту бездеятельность противоправной.
Должностные лица горсовета в течение 2011 года распространяли откровенно неправдивую информацию о деятельности предприятия и результатах, чем вводили в заблуждение не только общественность, но и руководство автономии.
Руководство города делало неоднократные попытки вмешательства в деятельность предприятия путем навязывания «своего» смотрящего.
Председатель Ревизионной комиссии, вопреки требованиям устава «СИМЭКО», вместо организации коллегиальной работы единолично решает, что и когда надо проверять и в каком объеме, а также самовольно привлекает к работе комиссии посторонних лиц. Я являюсь членом Ревизионной комиссии, однако меня ни разу не поставили в известность о ее заседаниях.
Руководство города не выполняло не только решения совещаний, но и условия концессионного договора. В частности, директор «СИМЭКО» дважды представлял бизнес- план предприятия для его рассмотрения и утверждения, однако до сих пор он не утвержден. Не выполнено протокольное поручение вице- премьер- министра Крыма о подписании меморандума о сотрудничестве.
Смысл всего происходящего можно выразить коротко: сегодня руками контролирующих и правоохранительных органов делается все, чтобы любыми путями финансово «раздеть» «СИМЭКО»: убрать руководство, через суд изъять в качестве погашения якобы финансовых нарушений все улучшения на полигоне и линию по сортировке отходов, а затем передать все это нужному новому владельцу.
16 марта словацкий соучредитель «СИМЭКО» подал иск в суд о признании неправомерными действий и бездействий соучредителя со стороны Симферополя в части систематического неисполнения им своих обязанностей и препятствованию достижению уставных целей.
Из-за неконструктивного подхода городской власти Симферополя к проблемам «СИМЭКО» потеряно более полутора лет. О том, что важнее для власти: решение проблемы Симферопольского полигона или уничтожение совместного предприятия, выводы делайте сами.
Марек Шафин, заместитель Посла Словацкой Республики в Украине
Это не только украинско-словацкая инвестиция, но и украинско-европейская. На нее смотрят наши партнеры из Европейского союза, и потенциальные инвесторы в Украину себя поведут, они обдумают свои последующие шаги в отношении Украины по истокам того, как закончится это дело. Мы хотим, чтобы все это прошло спокойно, чтобы все проблемы решились спокойно и законно.
Петр Качерик, представитель соучредителя ООО «Симэко» (Словакия)
В прошлом году я присутствовал на конференции, которую проводил ваш премьер-министр Николай Азаров в Киеве, на которую меня пригласили. Говорил об инвестициях в Украину. Было обещано, что для инвесторов будут созданы условия хорошие для того, чтобы привезли больше денег в Украину, при условии, что защитят инвестиции. Вчера ваш премьер-министр Крыма по телевидению заявил, что благодаря инвестиционным условиям Крым очень привлекательный для инвестора. Поэтому мы просим господина премьера, чтобы эту нашу непонятную ситуацию помог решить и мы могли в Украине нормально работать. Мы хотим работать и хотим довести все до конца…
Мусор – это дело политическое. Политики всегда хотят показать, что они содержат город чистым, это их визитная карточка. Вы сами знаете, что в Украине таких предприятий мало…
Тибор Берцик, экс-директор ООО «Симэко»
16 марта было подано в суд на все действия, и лично на заммэра, потому что Скуцкий нам делал плохой имидж. Он всегда говорил о невыполнении, о том, что мы не сделали….
Борис Фротман, председатель временной депутатской комиссии Симферопольского горсовета по проверке эффективности использования коммунального имущества.
Вопросов по деятельности «Симэко» в последнее время все больше и больше. Начнем с того, что каждый год мы выделяем на их функционирование огромные суммы – только в прошлом году было более 11 млн грн. И депутаты хотят выяснить, на что они идут, насколько эффективно эти деньги используются. Однако, после неоднократных приглашений директора предприятия – на тот момент Тибора Берцика – на заседание нашей комиссии, он заявил, что вся информация по деятельности предприятия является коммерческой тайной, и докладывать депутатам, хоть они и учредители – владельцы контрольного пакета в 51% акций, он не считает целесообразным… Однако депутатов – членов временной комиссии к проверке деятельности предприятия не пустили. После чего, учитывая, что по уставу предприятия любая информация проверок предоставляется ревизионной комиссии, а по концессионному соглашению директор предприятия со словацкой стороны, а председатель ревизионной комиссии – представитель нашей стороны, мы обратились к председателю ревизионной комиссии Рогову – он же начальник управления городского хозяйства, с просьбой официально, от имени ревизионной комиссии обратится на предприятие с просьбой предоставить необходимую информацию о работе и деятельности предприятия. Прошел уже почти месяц – ответ 0. Они отказались предоставлять информацию даже собственной ревизионной комиссии. На что же мы тратим эти деньги? Мы не можем на них никак давить, потому что нас туда не допускают. При этом мы постоянно получаем информацию из правоохранительных органов о многочисленных, многомиллионных нарушениях налогового законодательства, в частности, у нас есть акты о занижении сбора за загрязнение окружающей среды на сумму более 10 млн. При этом бывший директор Тибор Берцик заявлял, что у него было оснований для таких платежей лишь потому, что в свое время не были вовремя оформлены разрешения и лимиты. Однако в нашем распоряжении имеется официальное письмо на имя председателя Рескома природы Бубнова №26 от 7 февраля 2009 года за подписью Тибора Берцика, где он в качестве гарантийного письма обязуется получить разрешение и лимиты для размещения отходов на полигоне и выполнить все остальные требования правоохранительных органов.
Буквально несколько дней назад по заданию нового председателя Рескомприроды Крыма Дмитрия Татарова вновь была проведена проверка природоохранного законодательства на данном предприятии, и на исполняющего обязанности директора Татарову был наложен административный протокол сразу по факту нарушения трех законов Украины: закона «О недрах», Водного кодекса и закона «Об обращениях с отходами». И госпожа Татарова подписала данный протокол. То есть она осознанно понимает, что она нарушает закон. Так что же все-таки происходит и кто во всем виноват? Если все так здорово и эффективно, мы платим деньги и в конце концов получаем предприятие с многомиллионными штрафами, кто их потом будет платить?
(О штрафе налоговой, оспоренном суде)
Предоставьте нам хотя бы материалы. Мы имеем право, как учредители, хотя бы взглянуть на это? Я рад, что вы про это знаете. Почему мы, как учредители, не можем получить официально от них эту информацию. Я их ни в чем не обвиняю – я не могу обвинить в том, что лично сам не видел. Я получил информацию из других проверяющих органов. Все запросы нас как депутатов, ревизионной комиссии – как официального проверяющего органа, предприятие оставляет без рассмотрения. Правильно ли это?
(О вводе в эксплуатацию сортировочной линии)
Здесь элементарное передергивание. Сортировочная линия, которую они привезли с опозданием на 2 года, занимает площадь цеха порядка 400 кв. м, а заявку ан землю они дали на 26 га. Полигон на сегодня – вся его земельная территория – передана в Управление городского хозяйства, как и во всех городах Украины. Если надо ввести в эксплуатацию данный цех, они должны были обратиться с просьбой передать им ту землю, которую занимает цех – условно говоря, 400 кв. м. но не 26 га, чтоб стать монополистам на этих землях. Естественно, горсовет не может это выполнить, так как данная земля уже отведена в пользование другому коммунальному учреждению – управлению городского хозяйства. Для того, чтобы завести линию – 26 га земли?! Они просто хотят, по-русски говоря, монополизировать свалку, учитывая, что сбор и вывоз бытовых отходов все равно необходим, и только за последние 4 года она в 2,5 раза взвинтили цену на сбор ТБО. После того, как они станут собственниками или пользователями данного земельного участка, а другой свалки у города нет, мы будем вынуждены в монопольном порядке выполнять любые их условия, а я не думаю, что это будет правильно.
Симферополь, Георгий Игнатьев
© 2012, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».