Оппозиционный Совмин: Аббревиатуру ЖКХ в Крыму можно расшифровывать только как «жилищно-коммунальный хаос»
Жилищно-коммунальное хозяйство Крыма в преддверии очередного отопительного сезона находится в критическом состоянии. Жилой фонд в автономии доживает последние дни, инженерные сети регулярно выходят из строя, вода несет в себе опасность для здоровья, а свалки при малейшем катаклизме грозят масштабной эпидемией. При этом власти старательно игнорируют все проблемы ЖКХ, рапортуя о готовности к сезону. Об этом в авторской колонке «Нового Региона» пишет глава Оппозиционного правительства Крыма, экс-председатель Красногвардейской РГА и Рескома по торговле Владимир Лысенко.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Владимир Лысенко прошел хозяйственную, государственную и партийную школу еще в СССР, с 1995 года возглавлял Красногвардейскую райгосадминистрацию, после чего работал в правительстве Крыма. В целом за 15 лет – до отставки по итогам местных выборов 2010 года, когда в правительстве уже не нашлось места для коммунистов из-за наплыва приезжих «регионалов» – он проработал на разных должностях в семи составах Совмина автономии, закончив чиновничью карьеру на посту председателя Республиканского комитета по торговле и защите прав потребителей. Сейчас Лысенко возглавляет Оппозиционное правительство Крыма, которое регулярно дает свою оценку деятельности официального Совмина и выступает с предложениями по исправлению ситуации в республике.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
За предвыборной гонкой крымская власть уже, наверное, и забыла, что впереди нас ждет сложный осенне-зимний период. Работа жилищно-коммунального комплекса и его готовность к отопительному сезону в первую очередь волнует крымчан, тем более, что через три недели начинается отопительный сезон. ЖКХ – это ключевая сфера, от работы которой зависит и политическая стабильность, и экономическая безопасность. Это естественно, так как жилищный комплекс затрагивает интересы каждого из нас. Но и в системе ЖКХ особое место занимает жилье, которое, наряду с продуктами питания, одеждой и обувью, относится к первичным потребностям человека, необходимым для нормальной жизнедеятельности каждого.
Обеспеченность населения жильем служит одним из важных показателей благосостояния общества, эффективности экономики и ее социальной ориентации. По оперативным данным, на сегодня более 80 тысяч крымчан стоят на жилищном учете в Крыму. И если учитывать, что от этой обеспеченности зависит и демографическая ситуация, то неудивительно, что именно демографическая проблема стоит очень остро. Но стоит учесть и то, в каком состоянии находится имеющийся жилищный фонд. Сейчас мы говорим о 39,2 млн кв. м общей площади (это около 20% от остальных фондов автономии). Состояние этих фондов, мягко говоря, вызывает обоснованное беспокойство и является наиболее актуальной социальной проблемой, решение которой становится важнейшей задачей всей крымской власти. Но сегодня уже можно констатировать – надвигается глобальный техногенный кризис. Значительная часть населения Крыма нуждается в срочном решении проблемы как спасения, так и сохранения жилья.
Все мы помним Алчевск и трагедию, постигшую город всего три года назад. Та зимняя драма имела все признаки холодомора. 18 км сети теплоснабжения были выведены из строя. Две трети жителей и вся промышленность оказались без тепла. Вывозили десятками тысяч детей и распределяли по всей Украине, а потом практически 3 месяца спасали сам Алчевск. Подобная ситуация возникла в Крыму этой зимой в городе Щелкино и в поселке Орджоникидзе. Еще одной катастрофы автономия не выдержит ни по средствам, ни тем более морально. Я обращаюсь к крымчанам, чтобы они понимали всю серьезность положения, а если учесть, что мы живем в круговороте тотальных рисков, то глобальный риск потери четверти жилого фонда как никогда близок. Это уже не мираж. Нельзя игнорировать ни законы физики, ни законы природы и помнить, что мы находимся в сейсмически активной зоне. Нельзя пренебрежительно относится к тому, что нам давно говорили строители «хрущевок» о временности этого жилья. Эксплуатационный срок этих домов и инженерных сооружений невозможно продлить никакими указами и постановлениями. У властей очень мало времени, чтобы предотвратить техногенный и социальный катаклизмы.
Возьмем официальные цифры. Более 400 тысяч человек, а это более 20% крымчан, проживают в так называемых «хрущевках», общежитиях, малоразмерных квартирах ограниченного комфорта, построенных в 50-70-х годах прошлого столетия. Условия проживания в этих домах не отвечают современным требованиям. Подавляющее большинство таких зданий (до пяти этажей) – панельные, блочные и немного кирпичных – сегодня имеют критический показатель износа. Строительство хрущевок велось по первой категории капитальности с расчетом срока эксплуатации до 70 лет. Естественно, эти дома доживают последние дни, их физический износ в лучшем случае составляет 70%. Это были первые массовые постройки домов, и сейчас они нуждаются в незамедлительном применении комплексных мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту. Если не проводить техническое обслуживание и не делать реконструкцию этих домов, то в ближайшие 5-7 лет устаревший жилищный фонд просто сам выведет себя из сферы эксплуатации, и острота кризиса достигнет своего пикового значения. В неотложном восстановительном ремонте нуждаются около 60% жилого фонда автономии, а в неотложном отселении из ветхого, аварийного жилья нуждаются от 3 до 5 тысяч человек.
Это аналитические данные из проверенных источников, подкрепленные информацией управления статистики. Подчеркну, это объективные данные, но их старательно игнорируют, несмотря на то, что с каждым годом стоимость восстановительно-ремонтных работ будет дорожать, а жизненный цикл жилья – стремительно укорачиваться. Уже сегодня перед нами стоит эта глобальная проблема, потому что тысячи крымчан нуждаются в отселении. Причем по существующим социальным нормам нужно будет построить в полтора раза больше нового жилья, чем есть. И неважно, проводить капитальный ремонт жилья или строить новое – людям надо предоставлять новые квартиры хотя бы на время.
Капитальные ремонты в нынешней ситуации – гораздо более практичный путь, но у нас насаждается мнение, что «хрущевки» нужно эксплуатировать до полного износа, а это как раз ведет в тупик. Власть уходит от этого вопроса, тогда как объемы реконструкции устаревшего жилья надо интенсивно наращивать каждый год. Есть постановление Кабинета министров Украины, в котором указано, что надо решать проблему реконструкции устаревшего и просто опасного жилья в каждом регионе Украины, в том числе и в Крыму. Но посмотрите, что на самом деле делается? Практически ничего! Если что-то и делается, то для «галочки». Средства на капремонты не закладываются – на протяжении последних 10 лет объемы выполнения капитального ремонта жилья по Крыму реализуются всего на уровне 8-12% от нормативных потребностей!
Вторая проблема с жильем – передача на баланс местных советов. У нас около 4 млн кв. м ведомственного жилья, которое сегодня фактически брошено. К нам в Оппозиционный Совет министров идет масса обращений по этому вопросу. Одно из последних – жильцы общежития по улице Субхи, 1 в Симферополе направили Леониду Грачу письмо, под которым подписались 74 человека: «Мы живем при свечах, уже неоднократно были пожары, здание не газифицировано, пищу раньше готовили на электроплитах, в настоящее время приходится рисковать, установив в дома газовые баллоны (!) В нашем общежитии очень много детей, многие из них родились уже во время отсутствия электроэнергии и живут и не знают, что такое электроэнергия. Условия, в которых нам приходится выживать, являются губительными для детей, отсутствует возможность нормального питания, портится зрение при свечах. Родители отметили, что успеваемость детей в школах снизилась за эти годы именно из-за необходимости готовить домашнее задание при свечах». Это общежитие Минобороны, поэтому народный депутат Грач потребовал от министра обороны Соломатина разобраться с проблемой как можно скорее, потому что люди не должны жить в таких нечеловеческих условиях!
Что в это время делает власть и ее кандидат в нардепы по первому округу, так называемый министр образования Виталина Дзоз? Власть много лет игнорирует все обращения людей, а кандидат Дзоз с гаечным ключом бегает по дворам и рассказывает, как надо трубы ремонтировать! Ей нужно детьми заниматься, а не делать вид, что она способна решать проблемы симферопольцев. Пусть в своей сфере разберется. Но она же делает все с точностью до наоборот. Показательный пример: когда я был главой Красногвардейской районной госадминистрации, мы создали детский приют на базе детсадика, сохранив и сам садик. Туда попадали брошенные дети или сбежавшие из дома. Куда определять дите, которого все бросили? – Некуда. Наш приют очень выручал. А сейчас в повестку сессии Верховного Совета Крыма внесен вопрос о ликвидации этого детского приюта. Это можно назвать заботой о детях и борьбой с детской преступностью? Нет! Но ожидать чего-то другого от такого политического таракана как Дзоз и не стоило, даже несмотря на то, что она женщина, мать, и хотя бы с этих позиций должна думать о детях.
Однако правительственная позиция деструктивна во всем. В свое время, когда остро стал вопрос о передаче жилья на баланс местных органов власти, Леонид Иванович Грач как председатель Верховного Совета Крыма созвал совещание и говорит: друзья, сегодня надо принять на баланс исполнительной власти коммунальное жилье – вот вам графики. Ему говорят: Леонид Иванович, есть требования по передаче, которые должен выполнить собственник. Но идет 1998 год, никто ничего не делает – не за что. И тогда спикер принимает политическое решение, потому что либо мы спасаем жилье и людей, либо нам конец. Однако сразу после его отставки процесс прекратился, и до сих пор больше 20% ведомственного жилья не принято на баланс властей. Вот и вся работа Совмина и парламента… А главное – никакой политической воли. Чтобы ничего не делать, власти прикрываются бумажками.
Так же печально обстоят дела и с инженерной инфраструктурой, с сетями водоснабжения и водоотведения. Из 4 тыс. км городских водопроводных сетей в ветхом и аварийном состоянии находится около 50%. В аналогичном состоянии и 60% канализационных сетей. Только по Симферополю из более чем 800 км сетей водоснабжения около 250 км, а это 30%, имеет износ более 90%. Эти цифры прописаны в программе городского совета по развитию города! Что такое 90% износа? Это значит, что их надо выводить из эксплуатации. Поэтому я обращаюсь напрямую к спикеру Владимиру Константинову и премьер-министру Анатолию Могилеву: срочно разберитесь с этим вопросом! Надо публично обнародовать бактериологические и химические анализы той воды, которую пьют жители Симферополя. Мы знаем, что вода не соответствует санитарным нормам, но власти боятся это признать! Пусть руководители исправляют ситуацию, пока дело не дошло до эпидемии. Правда, вместо этого на последней сессии ВС Крыма передали 500 тысяч гривен из сферы ЖКХ в Реском по информации на нужды избирательной компании. Хотя, например, по Симферополю директор горводоканала Бойчук подтвердил озвученные ранее цифры: 230 км водопровода находится в аварийном состоянии. Сколько можно сделать на 500 тысяч? Довольно большой кусок. Это не решит всех проблем, но учтите, что уровень потери питьевой воды в сетях Крыма колеблется от 35 до 40%, в Керчи течет две трети водоводов, проблема с водой остро стоит в Джанкое, Красноперекопске, Евпатории, Саках, Ялте. А все потери в итоге оплачивает население.
Канализационное хозяйство тоже не обновляется. За последние годы в Крыму построено всего 20 км канализационных сетей. За последние 10 лет 30% жителей сельских населенных пунктов остались без канализации. Протяженность головных коллекторов в автономии сократилась на 110 км, уличная сеть – более чем на 200 км, а внутриквартирная – более чем на 50 км. Крым входит в число регионов с высоким уровнем износа канализационных сетей, аварийность которых ежегодно возрастает. Если в 2000 году уровень ветхости в среднем по автономии находился в пределах 32-35% , то сейчас он уже 50-55% (для сравнения, в среднем по Украине – 31-32%). В Красноперекопске и Евпатории изношенность составляет 75-80%, в Саках, Симферополе, Феодосии – приближается к 70%, в Бахчисарайском, Первомайском, Ленинском районах – более 50% сетей. Удельный вес аварийных и ветхих водопроводных и канализационных сетей достиг 50%, а более 40% технологического оборудования эксплуатируется с предельным физическим износом. Более 50 сел и поселков перешли на потребление привозной воды. Ее качество тоже никем не проверяется.
Аналогичная ситуация в теплоснабжении – теплотрассы изношены, эффективность работы технологического оборудования низкая, основная часть тепловых сетей требует капитального ремонта. КПД большинства крымских котелен не превышает 60-70%, а потеря во время транспортировки составляет до 25%! При этом новое строительство практически не ведется. Сроки эксплуатации 45% котельных превышает 25 лет. Продолжает эксплуатироваться более 500 морально и физически изношенных котлов. А вот ветхих и аварийных сетей теплоснабжения – 35% и 31% соответственно. Если говорить в общем, то уровень износа инфраструктуры городов и поселков в Крыму достигает около 60%.
В 2012 году в капитальном ремонте и реконструкции нуждались около 45% сетей электроснабжения, свыше 50% теплотрасс, до 60% канализационных коллекторов и очистных сооружений, более 70% водопроводных сетей. С 1991 года были обновлены всего 7-8% основных фондов ЖКХ. Энергоемкость услуг в 2,5-3 раза превосходит показатели европейских стран. Если в 90-е годы в среднем по Крыму на 100 км коммунальных сетей приходилось 30-40 аварий, то сейчас – 180 аварий. Так какого качества воды нам стоит ждать?..
Еще одна тема, которая требует скорейшего вмешательства властей – свалки. На крымских полигонах скопилось более 15 млн. тонн отходов. Полигоны исчерпали свои возможности, их нужно реконструировать. Представим маленький катаклизм: сети летят, дома рушатся, связи нет, и к тому же мы получаем самое страшное – болезни.
На этом фоне от предстоящего отопительного сезона не стоит ждать ничего хорошего. Для примера возьмем официальную информацию Министерства регионального развития и ЖКХ Крыма перед прошлым сезоном. Тогда, якобы, на 10 октября 2011 года к работе в отопительный сезон были готовы 792 котельных или 98,2% от общего количества, также к зимней эксплуатации подготовлено было 242 тепловых пункта (100%), 1176 км теплотрасс (98%) и т.д. Крым по рапортам чиновников был готов! Но в том же 2011 году выборочная проверка домов государственной жилищно-коммунальной инспекцией в Крыму указала на множество недостатков в подготовке объектов коммунальной сферы к зиме. В частности, к 25 сентября 2011 года должны были закончить работы по проверке готовности всех объектов к зиме. В большинстве городов не были подписаны паспорта и акты готовности к зиме всех видов домов и сооружений, как жилых, так и социально-культурной сферы. Кроме того, масса крымчан жаловалась на ход ремонта, что ставило под сомнение выводы о готовности Крыма к отопительному сезону в установленные сроки. И сезон не начался вовремя, чего и следовало ожидать! Объявлено о нем было 18 октября в связи со снижением среднесуточной температуры, а на 25 октября были введены в действие лишь 50% котельных, отапливалось всего 30% жилых домов, 70% дошкольных учреждений, 53% учебных заведений, 54% больниц. Неделя прошла после старта отопительного сезона, но никто не понес наказание за срыв. В Алуште тепло стали подавать только с 26 октября из-за долгов за газ и отсутствия лимитов. В Феодосии такая же ситуация – только 1 ноября началась подача тепла в образовательные и лечебные учреждения, а приморский поселок Орджоникидзе оставили вообще без тепла, потому что ЗАО «Теодосия» отказалась от эксплуатации своих котельных. В Керчи вокруг предприятия ОАО «Керчгаз» возникла конфликтная ситуация – налоговая инспекция практически парализовала работу предприятия, что существенно повлияло на отопительный сезон в данном городе. В Симферополе, как только похолодало, вышел из строя головной кабель, так как люди «сели на розетку», и обесточенными оказались 15 подстанций.
Не решенные тогда проблемные вопросы оказались фактически замороженными, и сейчас они снова встают перед нами. Осталось три недели на исправление ситуации.
Однако сдвинуть дело с мертвой точки мешает и другой аспект – долги за потребленные услуги. При этом проблема усугубилась: и «Крымэнерго», и «Крымгаз» теперь принадлежат олигархам Ахметову и Фирташу. Ни тот ни другой не будут давать электроэнергию и газ в долг. На данный момент крымчане задолжали за электроэнергию 460 млн. грн, за коммунальные услуги в целом – 420 млн. грн. Это почти миллиард! Объективно, часть можно было бы погасить, если бы людям выплатили 60 млн грн задолженности по зарплате. Остальное можно компенсировать, только если уровень зарплат крымчан будет расти, а доля коммуналки снизится до приемлемого уровня. Сейчас средняя заработная плата по Крыму составляет 2530 грн. При этом 350 тысяч пенсионеров из 550 тысяч получают пенсию ниже 900-1000 грн. Вы знаете, сколько они платят за коммуналку? За двухкомнатную квартиру с учетом электроэнергии – 480 грн. Это – 50 % дохода, который надо отдать просто на выживание. Вспомните, при советской власти платили всего 2% , при нынешних доходах мы можем позволить платить не более 10%. Естественно, долги будут расти. И проблема таким же естественным образом упирается в тарифную политику.
Нас заставляют платить все больше и больше, аргументируя это необходимостью выйти на самоокупаемость предприятий за счет «экономически обоснованных» тарифов. Но чем платить? Это дорога в никуда! Все равно у людей нет денег, чтобы компенсировать затраты поставщиков. Особенностью нашего ЖКХ является опережение роста тарифов по сравнению с темпами инфляции и ростом доходов. За последние 10 лет тарифы ЖКХ выросли в среднем в 80 раз, в 2011 году они выросли на 13-20% , в том числе тарифы на горячую воду и отопление – на 20%, водоснабжение – на 16%, канализация – на 13%. И рост продолжается, что отрицательно сказывается на уровне жизни людей. Попытки властей как-то разобраться с тарифами за коммуналку в регионах ни к чему не приводят. Создали в начале года комиссию по указанию Могилева, но о результатах ее работы ничего не известно. Единичные случаи снижения тарифов на 10% в Алуште и Симферополе мы знаем, но наказания никто не понес.
Я еще раз публично обращаюсь к премьер-министру: дайте нам аналитику по тарифам по каждому региону, чтобы все крымчане знали о реальном положении дел. Тарифы же никем не контролируются. Например, в Судаке люди платят по 5 гривен за кубометр, а в Евпатории – 2 грн. За водоотведение в Джанкое выкладывают по 5,48, а в Симферополе – 0,7 грн. Почему такая разница? Мы хотим знать, чем обоснована такая тарифная сетка? Но Могилев не выполняет своих обещаний и не рассказывает о проделанной работе крымчанам. Я в государственной системе проработал 25 лет на всех уровнях и хочу знать, по каким причинам скрывается информация.
В итоге, все описанное – это составляющие хаоса в жилищно-коммунальном хозяйстве Крыма. Люди платят непонятные деньги непонятно за что, получая такие же невнятные услуги. У предприятий и организаций, предоставляющих услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, нет оборотных средств на развитие хозяйства, а у людей – на оплату этих слуг. Состояние жилищно-коммунального комплекса Крыма критическое и представляет опасность для жизнедеятельности крымчан. Жители автономии уже давно расшифровывают аббревиатуру ЖКХ как «жилищно-коммунальный хаос».
Поэтому я публично требую от Константинова и Могилева собрать комиссию по чрезвычайным ситуациям и проанализировать состояние жилищно-коммунального хозяйства и его соответствие нормам безопасности жизнедеятельности крымчан.
Симферополь, Георгий Игнатьев
© 2012, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».