Округ №1: выбор без выбора Авторская колонка «НР»
Власть поставила себе цель – показать стопроцентный результат на выборах народных депутатов в крымских одномандатных округах. И уже провалила ее, что показало откровенную слабость позиций. Теперь Партия регионов концентрирует усилия там, где поражение наиболее вероятно, если не предрешено. Показательным в этом плане является симферопольский округ №1. Об этом читайте в авторской колонке политолога Андрея Латынина.
Именно на округе №1 нетрудно проследить целенаправленную работу партии власти против отдельного оппонента. Скажем, на других округах технические кандидаты использовались только для наполнения участковых комиссий и последующей фальсификации выборов, тогда как на первом они отыгрывают сразу несколько ролей. Да и статусом они оказались повыше, чтоб уж совсем бледно не выглядеть на фоне главного претендента на мандат Леонида Грача, которым он и сейчас обладает.
Правда, статус кандидатов виден только с первого беглого взгляда, и то если читать лишь строки официальных биографий. Громко же звучит – министр образования? Или – лидер партии? Пусть хоть первый секретарь крымского рескома, но парламентской фракции? Да и второй эшелон, сплошь состоящий из «бывших» – чиновников и депутатов, – способных откусить по 50-100 голосов, но в копилку сейчас все пойдет.
Действительно, если смотреть на этикетки, то выбор на округе №1 – на любой вкус. Но есть ли этот выбор на самом деле?
Возьмем министра образования и науки, молодежи и спорта Крыма Виталину Дзоз. О том, каким образом она выслужила доверие людей, выдвинувших ее кандидатом, можно только догадываться, но одного отрицать нельзя – подходы Дзоз знает самые разнообразные. Иначе просто невозможно за двадцать последних лет сменить семь партий и в каждой быть на ведущих ролях. В умении продаваться с полной отдачей и продавать с потрохами своих бывших соратников Дзоз явно входит в первую пятерку крымской «политики». Проблема для ее новых покровителей, пожалуй, была лишь в том, чтобы убедить собственных же однопартийцев в правильности выбора Дзоз как кандидата. Здесь решающими стали два фактора: во-первых, симферопольцы не так хорошо наслышаны о ее прежних делишках, как жители Массандры, которую она разваливала на протяжении восьми лет, и во-вторых, в крымской столице большая плотность образовательных учреждений и зависимых от министерства структур, что вроде бы упрощает использование админресурса. О, если бы только знали ее тайные покровители, как безнадежно бездарно она спустила этот ресурс, успев за два месяца буквально политически изнасиловать не только своих подчиненных, уже привыкших к манере министра, но и директоров школ, заведующих детсадов, простых учителей и воспитателей, а самое главное – сотни родителей увидели истинное лицо Виталины Дзоз. Человека, который не гнушается никакими методами для достижения собственных целей. Это массандровцы знают, что ради двухсот тысяч гривен она способна закрыть единственную школу в поселке. Ради земельного участка – уничтожить виноградник. Ради связей в высоких кабинетах – за копейки отдать несколько гектаров ценнейшей южнобережной земли у моря.
Среди жителей поселков, находящихся в подчинении Массандровского поссовета, Виталина Дзоз больше всего известна как основоположник земельных махинаций. Именно с ее подачи здесь развернулась печально известная строительная фирма «Консоль»: сначала был уничтожен розарий в Никитском саду ради создания так называемого «фитоцентра». Потом на улице Стахановской, как грибы после дождя, выросли высотки, по большей части стоящие безлюдными – такое дорогое жилье покупают нувориши, бывающие наездами в лучшем случае пару месяцев летом и оплачивающие услуги те же два месяца, из-за чего страдают местные жители, которым посчастливилось обзавестись здесь квартирой. Сама Дзоз, конечно, элитной квартирой от Владимира Константинова не побрезговала, но жить предпочитает в собственном особняке, возведенном не где-нибудь, а на особо ценных сельскохозяйственных землях Алуштинского эфиромасличного совхоза-завода, где росли уникальные виды культур – розмарин, лаванда, ладанник. Здесь в бытность Дзоз головой поселка, обосновалось жилищно-строительное товарищество «Лаванда», а сама Виталина Алексеевна отгрохала дворец, проехать к которому простым смертным не так-то просто. Во всяком случае сложнее, чем самой Дзоз было получить здесь 20 соток земли. А потом еще 20. А потом еще – 30, уже в качестве прощального аккорда от преемницы и в благодарность за переезд в Симферополь. Последний участок наиболее интересен, так как в него попали земли совхоза-завода «Ливадия» с горным ручьем в Журавлевской балке и близлежащими плантациями ладанника. Так что уничтоженный ради очередных «дачек» и роста благосостояния Дзоз коллекционный виноградник уникального сорта «Серсиаль» – цветочки…
Но отдельные страницы биографии Виталины Дзоз поражают цинизмом именно в свете ее нынешней должности министра образования. Первой жертвой непомерных аппетитов Дзоз пал удивительный садик в поселке Отрадное. Старинное имение с гектаром земли среди уникальной природы (одни 300-летние кедры на его территории чего стоили!) не могло не заинтересовать человека, который пришел грабить. Тот факт, что в садике воспитывались дети из трех поселков, ее не волновал. В итоге участок оказался за колючей проволокой, а Дзоз – с благодарностью от новых владельцев в кармане. В самой Массандре оставалась еще школа, но недолго. Здание школы с подачи Дзоз было признано аварийным, дети выселены, а в бывших классах разместились цеха чулочной фабрики.
Кстати, усевшись в кресло министра, Дзоз первым делом заявила, что все садики должны быть частными, а государству нет никакого смысла их содержать. При этом поборы в учебных заведениях Виталина Алексеевна признала нормальной практикой. И слову своему осталась верна: единственный новый садик в Симферополе кое-как открыли к выборам, а поборы только увеличились.
Казалось бы, информация о «проделках» Дзоз – ни для кого в компетентных органах не секрет, собрать доказательную базу на десяток уголовных дел можно без труда за пару дней в поссовете. Но мешает посадить предприимчивую чиновницу все та же ее способность быть на коне при любой власти. Она попыталась прыгнуть выше головы в 2002-м и промахнулась мимо кресла Ялтинского мэра под лозунгом «SOS, на Ялту идет Дзоз». Но ничего, друзья не бросили соратницу в беде и устроили вице-премьером. Пришли «оранжевые» в Крым в 2005-м. Все с Куницыным ушли, а Дзоз осталась. Сохранила она место даже после того, как в порыве услужить премьеру Матвиенко затянула его в громкий коррупционный скандал. Но даже у такого осла, каким оказался Матвиенко, в конце концов открылись глаза на Дзоз, и она была быстро уволена. Правда, не утонула – по старой памяти коллеги пристроили в парламент, руководить комиссией по образованию. И в 2006-м Дзоз умудрилась не просто попасть в избирательный список Соцпартии в крымский парламент, но и на почетном месте №2! Правда, здесь произошел сбой: из-за очередного похода на ялтинское мэрство всплыли все «заслуги» Дзоз перед народом, из партии ее выгнали с позором. Осталась Виталина Алексеевна ни с чем (земля, дома и машины – не в счет) и долгих 4 года писала диссертацию. Лишь в 2010 году покойный Василий Джарты, доукомплектовывая свою «макеевскую» команду приравненными к ней достойными крымскими кадрами, вернул Дзоз из небытия (говорят, по протекции Константинова, который уже успел пожалеть об этом из-за очередного предательства с ее стороны).
Повторимся, выбор Дзоз в качестве кандидата от власти по мажоритарному округу был обусловлен уверенностью власти в том, что всех можно будет нагнуть, а мандат получить практически даром. Но тут-то и проявилась невероятная способность Дзоз проваливать все выборы за пределами окученной Массандры. В ход пошли самые грязные методы – от родительских собраний за закрытыми дверями под охраной милиции с овчарками до организации вопиющих по циничности игр для детей, которым предлагалось выбивать кегли с фотографиями оппонентов власти, до отравления симферопольцев просроченными продуктами от имени Леонида Грача! Провокация за провокацией ежедневно, безостановочно, с особым цинизмом, – ради мандата, который даст возможность Дзоз, как и всем ее однопартийцам, голосовать в парламенте по взмаху руки Чечетова. Или есть другие варианты? Простите, она везде заявляет, что является членом команды, причем такой, в которой голос имеет всего один человек с двумя судимостями, а ослушаться его – подписать себе смертный (как минимум, – чиновничий) приговор. Повторение – мать учения, давайте еще раз попробуем ответить на вопрос: Виталина Дзоз будет работать в парламенте Украины для людей?..
Полноправная и настолько же «перспективная» альтернатива ей – Сергей Валерьевич Аксенов, лидер целой партии под названием «Русское единство». О том, как Аксенов смог слить большинство пророссийских организаций воедино и продать их Партии регионов, будет чуть ниже. А начать стоит с того, как он шел к своему главному провальному бизнес-проекту.
В 1993 году после выпуска из Симферопольского ВВПСУ уроженец молдавского города Бельцы остался в крымской столице без работы и, согласно своей официальной биографии, был вынужден заняться бизнесом. Да так удачно он у него пошел в те бандитские годы, что уже через несколько лет Аксенов смог припеваючи жить, получая лишь арендную плату с присвоенной недвижимости. Злые языки приписывают Аксенову кличку «Гоблин», полученную в бригаде якобы за прямолинейность в отношениях как с конкурентами, так и со своими, и удивительно органично сочетаемую с тупостью, но глядя в честные глаза Аксенова, в это верится с большим трудом. Другое дело, что о 15 годах жизни бизнесмена Аксенова неизвестно практически ничего, а сам он рассказал лишь о семейном бизнесе, который ведет вместе с женой. Бизнес этот действительно связан с недвижимостью и совершенно, по его словам, легален. Сложим два плюс два: середина 90-х, отнюдь не мелкий по габаритам выпускник военного училища, бизнес… Ах, да: есть еще папа, бывший молдавско-подданный, бывший вице-мэр родного города Бельцы, бывший председатель Русской общины Молдавии. Проще говоря: чиновник из среды профессиональных русских. Он не мог не позаботиться о благополучии сына в крымской среде, где профессиональные русские процветали на отношении России к Крыму. Такое негласное политическое прикрытие в те годы стоило немало, благо, реально работать на дружбу между Крымом и Россией никто не заставлял. Сын стал достойным продолжателем дела: когда просто складывать деньги в кубышку поскучнело, Сергей Аксенов решил воплотить в жизнь проект всей своей жизни: объединить разрозненное русское движение в единый, так сказать, кулак. Потратился, скупил, собрал, лег под Джарты ради регистрации партии, занял денег на выборы, поучаствовал, взял три мандата в ВС Крыма (в том числе для себя, чем очень гордится). Что дальше? Как минимум, надо рассчитываться с кредиторами. Тут-то и выяснилось, на каких глиняных ногах стоит «колосс» под названием «Русское единство». Вернее, на одной ноге – здании, возведенном советскими строителями, которое Аксенов себе попросту присвоил. Это бывший магазин «Океан», сейчас приспособленный под нужды супермаркетов электроники. Именно его Аксенов отдал в залог многомиллионного кредита, на который и развил бурную политическую деятельность. Вернуть долг не смог, история всплыла и пошатнула не только политический рейтинг Сергея Валерьевича (цена ему, как мы помним, 3% темной ночью с разрешения ПР), но и сомнительную деловую репутацию. Долги надо возвращать, а то не по понятиям выходит.
Тем не менее, деятельная натура Аксенова заставила его искать выход. Самый простой, как оказалось, – снова продаться Партии регионов, там таких хватает. Не то чтобы всяких аксеновых там особо любили, но использовать всегда рады. Вот и здесь сгодился, на округе №1. Правда, незадача вышла – не всем в ПР понравилась услужливость «руссоеда», и в прессе снова появилась информация: Аксенов работает в интересах Дзоз, безуспешно пытался купить Грача, а когда не удалось, получил денег на агитационную кампанию с целью оторвать у Грача хоть часть избирателей. Цель что ни на есть благороднейшая, ибо рука руку моет. И пусть сейчас, с разрешения старших товарищей из Партии регионов, Аксенов осторожно клеймит власть и разбрасывается голословными ни к чему не обязывающими лозунгами, завтра он снова окажется на скамейке запасных и будет делать все ради сохранения награбленного.
Кстати, его прямое согласие на второе место в гонке, где важен лишь победитель, – очень симптоматично. Взгляните на официальную биографию Аксенова: с 1993 года и по настоящее время он работал всего в трех фирмах, и везде заместителем директора (то есть все документы подписывает кто-то другой). Второе место – это образ жизни. Более того, Аксенов – единственный из политиков (да что уж там, вообще единственный из публичных людей, вынужденных обнародовать свою биографию) указал на факт окончания школы с серебряной медалью! Ладно бы с золотой, но он гордится и вторым местом. Простите, это уже какой-то комплекс вечно второго, причем Аксенов не только смирился с ним, но и культивирует. Диагноз налицо.
Кому точно не грозит быть вторым, да и третьим, и четвертым (если только в соревнованиях не будут принимать участие, соответственно, два, три или четыре человека), так это Олегу Соломахину. В тот момент, когда крымская организация Компартии Украины стояла на последнем рубеже противостояния с продавшимся олигархам Петром Симоненко и защищала своего многолетнего лидера Леонида Грача, боровшегося с теми самыми олигархами, Соломахин оказался единственным, кто согласился стать у руля симоненковской партии в Крыму и развалить ее республиканскую организацию до основания. Здесь интересы и способности сошлись. В том смысле, что Симоненко всегда ревновал к популярности Грача и монолитности его коммунистов в Крыму и был кровно заинтересован в уничтожении этого оплота, а Соломахин ни на что большее и не способен. Говорят, в свое время хороший парень Олег Соломахин устроился на рядовую роль дежурного в крымском рескоме, да так удачно, что уже очень скоро возглавил Центральный райкомитет КПУ. А когда Грач был исключен из Компартии за свою принципиальную позицию и несогласие с линией партии на сближение с ПР, Соломахин крайне удачно подвернулся под руку Симоненко. Ведь такие кадры – на вес золота! Сэкономленного на их покупке золота – стоят-то они недорого. Тот же Соломахин в должности помощника-консультанта нардепа за 2011 год заработал 57 тыс грн, но у него самый новый автомобиль из всех кандидатов по первому округу – Шкода Октавия 2011 года выпуска, купленная за 167 тыс грн. (Даже у Аксенова в декларации указана скромная ВАЗ-2114, а Дзоз так вообще формально машины не имеет.) Если учесть, что жить на что-то надо, то, думается, стоимость машины и была теми 30 сребрениками, которые он получил за руководство уже практически не функционирующим рескомом КПУ.
В последний раз нам доводилось избирать депутатов Верховной Рады Украины по округам 10 лет назад. Те выборы народных депутатов проходили параллельно еще с пятью (а кое-где и шестью) местными выборами. Помнится, тогда-то и произошел совершенно беспрецедентный для страны случай, когда кандидата всеми силами постарались устранить с местных выборов, вынудив стать нардепом. И произошло это в Крыму, конкретно – в Центральном районе Симферополя. Леонид Грач, как председатель Верховного Совета Крыма, пользовался настолько большим влиянием и непререкаемым авторитетом, что пришлось пойти даже на такие «жертвы». Его положение и независимая позиция не устраивали ни местных «авторитетов» с несмываемым налетом криминала, ни президента Леонида Кучму, который не видел ни одного законного способа сместить Грача с главного крымского кресла и приступить к дерибану земли и собственности автономии. Тут-то и пришли выборы, и вся административно-криминальная машина сработала на судебное снятие Леонида Грача с предвыборной гонки в Крыму. Тех, кто проворачивал всю комбинацию, не смущал даже факт будущего депутатства Грача в ВРУ – крымский спикер находился в проходной части списка КПУ, делая рейтинг этой политсиле на полуострове. Позже об этом не раз пожалели, но на тот момент очень хотелось дорваться до сохраненных спикером крымских богатств.
Дорвались. За 10 лет автономия потеряла практически все свои права. Конституция Крыма, принятая усилиями того же Грача в 1998 году и исполнявшаяся, по сути, лишь 4 года его председательства в Верховном Совете Крыма, без защиты и опоры стала самым нарушаемым законом Украины. Десятилетие, в течение которого по карманам нечистоплотных дельцов разошлись фабрики, заводы, угодья и тысячи гектаров бесценной земли! 10 лет назад Крым потерпел поражение, наиболее болезненное за все годы с момента разрушения Советского Союза. Даже разгул бандитских времен не принес республике столько разрухи и был в конце концов остановлен железной волей руководителя АРК в конце 90-х. Последовавший за 2002 годом ползучий захват Крыма в исполнении тех, кто успел сменить спортивки на шикарные костюмы, подкосил республику, а «макеевская» оккупация – попросту добила.
28 октября 2012 года наступает точка невозврата из этой трясины, которую захватчики страны старательно преподносят как стабильность – предвестник благополучия.
И судя по усилиям власти в Крыму, Грач снова стал поперек горла.
Симферополь, Алла Добровольская
© 2012, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».