Крымчаки не хотят, чтобы крымскотатарские националисты использовали их этнос в борьбе за национальную государственность
Национальная община крымчаков выступает против упоминания своего народа в заявлениях крымскотатарских националистов о необходимости придать статус коренного народа крымским татарам, крымчакам и караимам. Об этом на пресс-конференции в Симферополе заявил председатель культурно-просветительской организации «Кърымчахлар», писатель Марк Агатов.
«В своих заявлениях представители меджлиса связывают воедино стремления крымских татар, крымчаков и караимов к получению статуса коренных народов и каких-то особых прав», – сказал Агатов. – Из-за этого может сложиться искаженное представление о крымчаках и караимах».
По словам Агатова, каждый человек, родившийся и выросший в Крыму, может считать себя коренным жителем полуострова. Тот уклад жизни, который крымчаки вели в 18-19 веке, не сохранился – следовательно, нет необходимости в статусе коренного народа.
«Этот статус направлен, прежде всего, на сохранение народных промыслов. А таких у крымчаков нет», – отметил Агатов. По его мнению, идея создания национальной автономии не имеет под собой оснований и в настоящий момент муссируется в СМИ как часть предвыборной политтехнологии сторонников нынешней власти.
Председатель организации «Кърымчахлар» считает, что гораздо важнее сейчас создать летопись крымчакского народа, собрать сохранившиеся материалы и истории о крымчаках.
Крымчаки – небольшая часть крымского населения, сформировавшаяся в немногочисленную народность (этноконфессиональную общность) в средневековый период крымской истории. По последней переписи населения СССР 1989 г. крымчаков насчитывалось 1448 человек, из которых 604 проживали в Крыму. Название «крымчаки» впервые появилось в официальных русских источниках в 1859 году. В документах крымских ханов до присоединения Крыма к России (1783) члены общины именовались евреями. В 14-16 веках главным центром крымчаков был город Кафа (современная Феодосия), в конце 18 века – Карасу-Базар (современный Белогорск), с 1920-х годов – Симферополь. В начале 20 века крымчаки проживали также в Алуште, Ялте, Евпатории, Керчи. Перед 2-й мировой войной численность крымчаков составляла 9,5-10 тыс. человек.
Подавляющее большинство крымчаков (до 80%) было уничтожено во время немецкой оккупации Крыма. Фашистская Германия осуществила геноцид крымчаков, как приверженцев иудаизма. Если до Великой Отечественной войны было около 9000 представителей этой национальности, то перепись 1959 г. отметила около 2000 человек.
После депортации крымских татар из Крыма в 1944 г. крымчаки подверглись различным притеснениям со стороны государства: им перестали вписывать национальность «крымчак» в паспорта, отказали в открытии своего молитвенного дома, предложив исповедовать культ вместе с евреями.
Отношение к общности со стороны государства изменилось в конце 80-х годов. В 1989 г. крымчаки создали национально-культурное общество «Кърымчахлар», которое поставило своей целью возрождение национальной культуры и уже почти утерянного родного языка.
Несмотря на потерю родного языка, конфессии, ряда культурно-бытовых особенностей, живущие в настоящее время крымчаки сохраняют этническое самосознание, отделяя себя от представителей других народов и этнических групп.
Симферополь, Анна Холмачева
© 2005, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».