Дайверов в Крыму построят в шеренги и снабдят сомнительными разрешениями А то шныряет под водой кто попало и где попало
Республиканский комитет Крыма по охране культурного наследия при поддержке и по задумке «Черноморского центра подводных исследований» намерен курировать на полуострове подводные погружения как научного, так и туристического характера. Подобной практикой руководитель Центра Сергей Воронов уже пытался заниматься ранее на всеукраинском уровне, но его деятельность была признанна незаконной. Вместе с тем, руководство Крымского республиканского комитета по охране культурного наследия видит в существовании Центра и инициативах Воронова только положительные моменты.
В Рескоме уже состоялось заседание с представителями дайвинг-клубов, на котором только некоторые из присутствовавших дайверов подхватили мысль директора Черноморского центра Сергея Воронова о том, что необходимо ввести общие правила погружения на Черноморском побережье, обозначить условия и места погружения, указать подводные объекты, которые открыты для посещения и осмотр которых, напротив, не рекомендован.
Мысль о том, чтобы Реском по охране культурного наследия контролировал дайверов, возникла у чиновников осенью 2012 года. Тогда журналистам и презентовали новую организацию – «Черноморский центр подводных исследований». В задачи, которые были поставлены перед Центром, входили не только фундаментальные и прикладные подводные исследования, но и обследование шельфа и котловины Черного моря, а также организация подводного туризма.
«В наших задачах не только исследование, сохранение, но и разумное использование этих объектов, прежде всего в туристических целях», – отметила на презентации председатель Рескомитета Лариса Опанасюк.
По ее словам, Центр готов обслуживать не только Крым, но и другие регионы, например, Одесскую область.
На осень 2012 года в штате Центра числились 4 сотрудника и директор – Сергей Воронов, который ради новой должности, по его словам, даже переехал жить из Киева в Крым.
«Сейчас движение под водой достаточно неорганизованное, поскольку оно не регулируется эффективно действующими законодательными актами, поэтому мы сейчас разрабатываем ряд предложений, которые хотя бы на уровне Крыма действительно упорядочат ныряние кого попало и где попало», – рассказал Воронов об уже развернутых работах.
По его словам, сейчас ведутся переговоры с Государственной налоговой службой, чтобы археологи имели право подписывать предпринимателям акты обследования морского дна, сделав археологическую научную оценку.
«Наши водолазы-археологи имеют возможность подписывать такие акты», – заверил директор Центра.
Как особо отметили Опанасюк и Воронов, всяческую поддержку Центру оказывает лично президент Украины и Институт стратегических исследований при президенте во главе с директором Андреем Ермолаевым.
«Впервые в истории Украины создано учреждение, целью которого являются подводные археологические, и не только археологические, исследования. У нас в названии нет слова «археология»: предполагается, что у нас в наличии будет исключительная техника, подводная техника, управляемые подводные аппараты, гидролокаторы, и здесь уже будут принимать участие не только историки и археологи, но и другие ученые, которые очень заинтересованы в такой технике – геологи, экологи, военные. Нам в этих стенах (Рескома охраны культурного наследия, – прим. «НР») придется создавать официальную политику Украины в отношении глубин Черного и Азовского морей», – отметил Воронов.
Следует отметить, что ранее, как удалось выяснить «Новому Региону», Воронов уже неоднократно пытался создавать различные организации, которые могли бы контролировать дайверов. Причем реакция подводников на эти организации была разнообразной: часть дайверов называла Воронова аферистом и мошенником.
Так, например, согласно информации из открытого письма общественной организации «Украинский союз подводников», отправленном на имя главы администрации президента Украины Сергея Лёвочкина еще в декабре 2010 года, в 2003 году гражданами Сергеем Вороновым и Ольгой Вороновой было создано акционерное товарищество «Морской музей Украины», а в 2005 году государственное предприятие «Научно-исследовательский центр «Охранная археологическая служба Украины» создает новое ГП «Департамент подводного наследия», во главе которого также стоят Вороновы. В свою очередь, «Департамент» организует государственное предприятие «Укрдайвинг», в главных действующих лицах которого также стоят Вороновы и руководители Института Археологии.
«И вот в 2010 году регистрируется еще одна всеукраинская общественная организация «Союз археологов Украины». Было бы странно, если бы хоть здесь руководители организации отличались от других ранее упомянутых структур, но нет – председателем правления является заместитель директора Института археологии господин Козак Д.Н., а его заместителем все тот же господин Воронов С.А. Уместно заметить, что по странному стечению обстоятельств все главные фигуранты этого дела еще и зарегистрированы по одинаковым адресам», – отмечается в открытом письме подводников в адрес администрации президента.
«С момента создания и существования «семейного» Департамента и начинается довольно интересная история единственной в Украине организации, которая, имея неограниченные, самостоятельно определенные и никому не известные полномочия, вводя в заблуждение государственных должностных лиц и их подразделения, прикрываясь научными и исследовательскими целями, получает право трактовать законы Украина, выдавать собственные «разрешения» и согласования, решать, кому и где разрешено осуществлять погружения, с кого получать деньги, кому продавать билеты на погружение», – говорится в обращении к Лёвочкину.
Как сообщается в письме, целью создания «Департамента подводного наследия» декларируется соблюдение контроля за подводными археологическими исследованиями на территории Украины, но никакого отношения к контролю (надзору) за подводными археологическими исследованиями или каких-либо полномочий, связанных с такой деятельностью на территории Украины, «Департамент» не имеет. Также организация не имеет и документов, подтверждающих полномочия.
«Нам также неизвестен ни один общегосударственный правовой документ, который бы устанавливал или регулировал деятельность «Департамента».
Вместе с тем, по свидетельству «Украинского союза подводников», «Укрдайвинг» объявляет себя главной организацией в области подводного туризма в Украине и ставит своими задачами организацию и контроль за целесообразностью проведения подводной туристической деятельности на всей территории страны, утверждение и внедрение лицензионно-разрешительной системы деятельности в Министерстве юстиции Украины, а также сертификацию технического обеспечения дайвинга в Украине. То есть, делают выводы члены Союза подводников, «Укрдайвинг» стремится присвоить и подчинить себе всю индустрию подводного спорта.
Между тем, согласно действующему законодательству и в соответствии с Законом Украины «Об охране культурного наследия», а также постановлению Кабинета Министров Украины от 13 марта 2002 года, единственным органом, уполномоченным выдавать «Разрешения на проведение археологических разведок, раскопок, а также исследований остатков жизнедеятельности человека, находящихся под земной поверхностью, под водой» является Государственная служба по вопросам национального культурного наследия при Министерстве культуры и туризма Украины.
В своем письме «Украинский союз подводников» называет и факты, которые дискредитируют личность самого Сергея Воронова, очаровавшего Крымский республиканский комитет по охране культурного наследия. В частности, Союз подводников выражает недоумение по поводу количества наград Воронова.
«Дошло до того, что господин Воронов, не имея никакого отношения ни к Вооруженным силам Украины в целом, ни к Военно-морскому флоту, не отказывался одевать и носить военную форму, при многочисленных свидетелях выдавая себя за капитана первого ранга, называя себя «хозяином» и «руководителем» филиала Центрального музея Вооруженных Сил Украины – Военно-морского музейного комплекса «Балаклава», собирая деньги на свои авантюристические проекты. В его интервью средствам массовой информации, в статьях в научной литературе достижения коллективов экспедиций выдавались и выдаются как его персональные достижения и заслуги, к которым господин Воронов не имел никакой причастности», – говорится в письме.
Авторы обращения недоумевают: человек, не имеющий археологического образования, отождествляет себя с Институтом археологии и занимает руководящие должности в структуре Академии Наук Украины.
Союз подводников приводит примеры, когда Воронов присваивает своим экспедициям найденные другими подводниками артефакты. Например, не так давно в «Центральном музее Тавриды» был выставлен колокол с затонувшего болгарского судна «Варна», который, как утверждают сотрудники республиканского комитета, был найден Институтом подводной археологии под руководством Воронова. А подводники уверены, что рында была поднята со дна Дмитрием Шаповаловым.
В связи с вышесказанным, Украинский союз подводников просил Администрацию президента Украины провести расследование относительно деятельности «Департамента подводного наследия» и госпредприятия «Укрдайвинг» и провести расследования финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в руководстве которыми числится Воронов.
В ответе на открытое письмо на имя руководителя «Украинского союза подводников» Сергея Бури от главы Комитета по вопросам культуры и духовности Верховной Рады Украины говорится, что исследование остатков жизнедеятельности человека под водой осуществляются по разрешению центрального органа исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия, которое выдается исполнителю работ – физическому лицу, и при условии регистрации этого разрешения в соответствующем органе охраны культурного наследия». В свою очередь, разрешения на проведение археологических разведок предоставляются при условии соблюдения исполнителем работ требований охраны культурного наследия и наличия у него необходимого квалификационного документа, выданного квалификационной советом. Порядок предоставления разрешений устанавливается Кабинетом Министров Украины. Разрешения на проведение земляных (подводных) работ на территории мест боевых действий, мест гибели боевых кораблей, морских и речных судов, мест захоронений умерших военнослужащих (в том числе иностранцев), погибших в войнах, вследствие депортации и политических репрессий на территории Украины, предоставляются согласно программам, согласованным с соответствующим органом охраны культурного наследия».
Следовательно, ни Институт археологии НАН Украины, ни созданные им предприятия не имеют законных полномочий выдавать разрешения (согласования) на проведение подводных поисковых работ.
«Требования государственного предприятия «Департамент подводного наследия» получать у него Открытое письмо (разрешение, согласование) были незаконными. Ведь согласно предоставленных на запрос Комитета разъяснений Министерства юстиции Украины, передача Институтом археологии НАН Украины государственным предприятиям своих полномочий, установленных Законом Украины «Об охране археологического наследия», является незаконным», – говорится в ответе.
На форуме подводников также нелестно отзываются о Воронове и разъясняют новичкам, которые могут попасться на удочку Департамента, порядок получения разрешений.
«Согласно законодательству Украины, единственной структурой, осуществляющей контроль в этой (подводной – прим. «НР») сфере является Государственная служба по вопросам национального культурного наследия. Этот Остап Бендер (Воронов – прим. «НР») вводил в обман дайверов, заставляя брать у него незаконные разрешения и так же незаконно собирая за это деньги.
Точно так же незаконны все его экспедиции, т.к. его предприятие не является структурой НАНУ, а он сам не сотрудник Академии наук. Как следствие – незаконны поиск, археологические разведки, подъем артефактов и увоз их в неизвестном направлении в багажнике личного автомобиля. Все это «папье-маше» строилось исключительно на обмане, введении в заблуждение и нежелании чиновников один-единственный раз разобраться в законах», – делится форумчанин Евгений Комко.
Другой дайвер, некий Дмитрий Н. утверждает, что поисковые экспедиции под водой не имеют никакого отношения к археологии и регулируются только законом Украины «Об охране культурного наследия».
«Вышеупомянутым Законом (ст.35) установлен единственный орган, кому поручено управление культурным наследием, т.е. кто определяет, кому и по какой форме выдавать разрешения на все (!!!) исследования, в том числе и на археологические, является Кабинет Министров Украины. Кабинет Министров Украины своим постановлением от 13.03.2002 г. № 316 уполномочил выдавать «Разрешение на проведение археологических разведок, раскопок, а также исследований остатков жизнедеятельности человека, которые находятся под земной поверхностью, под водой» Министерство культуры Украины. Минкультуры своим приказом от 08.08.2006 г. № 639/0/16-06 дало право на выдачу и рассмотрение соответствующих заявок – Разрешений – Государственную службу по вопросам национального культурного наследия. Таким образом, это и есть единственная инстанция, которая и может что-либо разрешать и выдавать соответствующий документ строгой отчетности по установленной форме», – резюмирует дайвер.
За разъяснениями «Новый Регион» обратился лично к главе правления общественной организации «Украинский союз подводников» Сергею Буре.
«Я считаю, что Воронов – обычный аферист. У него не получилось сделать в Киеве организацию, так он теперь приехал в Крым и пытается сделать то же самое при Рескоме. Тут два варианта: или чиновники не разбираются в его деятельности и он их просто дурачит, или же они все прекрасно понимают, но сознательно идут на риск», – сказал Буря корреспонденту «Нового Региона».
Между тем, глава Республиканского комитета по охране культурного наследия Лариса Опанасюк категорически опровергала мнение руководителя «Украинского союза подводников».
«Центр – это очень перспективно и очень хорошо, потому что наконец-то будет наведен порядок. На сегодняшний день у нас есть конвенция ЮНЕСКО, по сути это основной документ, который регламентирует вопросы, связанные с сохранением культурного подводного наследия. Наше законодательство еще к этой конвенции не адаптировано. Но по той же конвенции предусмотрено, что объектом культурного подводного наследия считаются затонувшие корабли или техника, которые пролежали на дне Черного моря не менее ста лет. А у нас с периода ВОВ очень много кораблей, которые, мы считаем, должны быть культурным наследием. Для этого нужно поставить на учет эти объекты, а их больше тысячи, как объекты культурного наследия. А для этого нужно подготовить документацию. Когда у нас начинают делать что-то новое, как правило, начинают искать подводные камни. Мне в такой ситуации хочется сказать: «Как правило, люди судят по себе», – уверена Опанасюк.
Паспортизация лежащего на дне и его сохранение от разграбления – главное, чем будет заниматься Центр, который уже, по словам Опанасюк, зарегистрирован в органах юстиции и в налоговой инспекции.
Менее чем за полгода существования организации, сотрудники сделали 20 комплектов документов на подводные объекты, открытые ранее.
«Экспедиции спонсировались инвесторами, просто людьми, то есть ни копейки на эту экспедицию бюджетных денег потрачено не было. Это не только научная работа, это стратегия развития государства. Не случайно у нас основной куратор этого направления – директор центра стратегических исследований при президенте Украины. Это связано и с экологией Чёрного моря, и с месторождениями на дне, то есть когда будут ходить экспедиции, они будут включать в себя не только специалистов в сфере подводной археологии», – отметила руководитель Республиканского комитета, под эгидой которого создан Центр.
В то же время Опанасюк заверила, что никакой оплаты за сопровождение дайверов браться не будет:
«Я не знаю, откуда пошла информация, что будет какая-то регистрация дайверов! Если человек захочет понырять с лодки рядом с объектом, который находится под охраной, то он должен будет предупредить, чтобы мы могли проконтролировать, что он погрузился туда исключительно просто пофотографировать, и не будет поднимать оттуда ничего!».
Также Лариса Опанасюк утверждает, что у Центра есть достаточно квалифицированные специалисты – археологи и реставраторы узкого профиля, способные заниматься реставрацией найденного на дне, а у самого Воронова есть диплом историка и профильное образование.
Вместе с тем, Опанасюк фактически подтвердила, что Центр подводных исследований при Республиканском комитете по охране культурного наследия является организацией, выполняющей посреднические функции.
«Со времен приказа Министерства культуры от 2002 года практически ничего нового не появилось. Просто в Крыму мы взяли на себя такую инициативу. Разрешения мы в любом случае будем получать в Министерстве культуры», – сказала глава Рескома.
Симферополь, Анна Савицкая
© 2013, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».