Коллектив роддома №1 в Симферополе призывает создать на его базе коммунальное предприятие (ФОТО ДОКУМЕНТА) Курирующий здравоохранение вице-мэр использует служебное положение в ущерб бюджету
Создание коммунального предприятия на базе Симферопольского городского клинического роддома №1 в соответствии с президентской программой реформирования отрасли здравоохранения позволит не только сэкономить скудные средства городского бюджета, но и предоставлять намного более качественные услуги. Нынешнее финансирование роддомов в крымской столице нерационально, неравномерно и вызвано лишь желанием вице-мэра Ильи Глазкова обеспечить лучшие условия «своему» роддому №2, который возглавляет его супруга. Об этом «Новому Региону» заявил президент Ассоциации акушеров и гинекологов Крыма, главврач первого симферопольского роддома Петр Баскаков.
По его словам, создание в Крыму республиканского перинатального центра, в который поступают проблемные роженицы и жительницы из других регионов республики, поставило вопрос о необходимости реформирования системы здравоохранения Симферополя. Так, если до недавнего времени прообраз нынешнего перинатального центра работал фактически на базе роддома №2, то теперь высвобождение коек и перенаправление потока в республиканское учреждение делает неэффективным существование одновременно двух крупных роддомов.
Баскаков отметил, что сейчас финансирование роддомов и пребывание в них пациентов ведется из городского бюджета на явно недостаточном уровне – на медикаменты и питание в день выделяется по полторы гривны. Причем в эту сумму, на которую невозможно купить даже флакон физраствора, закладываются средства на покупку используемых при операциях наркотических средств, кислорода и закиси азота, не говоря о множестве расходных материалов. Очевидное несоответствие финансирования реальным потребностям вынуждает прибегать к процедуре добровольных пожертвований и покупке лекарств самими пациентами.
«Запас лекарств на экстренный случай в больнице всегда есть – если поступает реально тяжелая пациентка с риском для жизни матери или плода, их спасут в любом случае, вне зависимости от того, есть у пациентки деньги или нет. Но дальнейшее лечение опять же ложится на ее плечи», – отметил Баскаков.
По его словам, работники отрасли приветствовали президентскую программу реформирования здравоохранения, в рамках которой в каждой области и в Крыму должен быть создан перинатальный центр. Но сам процесс создания перинатального центра в республике пошел не по намеченному изначально плану. При покойном премьер-министре Василии Джарты было решено создать его на готовой базе коллектива роддома №2. Это же подтверждали и постановление Верховного Совета Крыма, и решение Симферопольского горсовета, в которых даже имелся пункт о передаче целостного имущественного комплекса «Городской клинический родильный дом №2» с баланса города на баланс республики с соответствующим финансированием из бюджета АРК. Коллектив роддома успел провести собрание, по итогам которого был подписан согласительный протокол. Так как программа, частично финансируемая за счет украино-швейцарского проекта, предусматривала создание перинатального центра на базе крупного лечебного учреждения с опытным коллективом, оборудованием и навыками в оказания помощи наиболее сложным пациентам.
«После того, как ситуация поменялась и жесткий прессинг в этом вопросе сошел на нет, заместитель городского головы Илья Глазков, который до назначения был главврачом второго роддома и оставил свое место супруге, которую он и сейчас курирует как заместитель городского головы, принял решение, что второй родильный дом не расформировывается и не ликвидируется, а остается. И он эту программу успешно реализует, пользуясь своим руководством в комиссии горисполкома по реформированию здравоохранения. Он же является куратором управления охраны здоровья горсовета. Это подотчетные ему люди. Эта комиссия полностью выполняет его идеи, не рассматривая никакие другие», – рассказал Петр Баскаков.
Президент ассоциации отметил, что за последние два года предлагал несколько вариантов реформирования родовспомогательной службы с учетом перенаправления потока рожениц в перинатальный центр и, соответственно, отсутствия необходимости в двух городских роддомах. От первой идеи – создания территориального медицинского объединения, которое объединило бы все профильные учреждения в единую структуру и снизило затраты бюджета на административно-хозяйственный аппарат, рационально распределив врачебные кадры в рамках единого учреждения – пришлось отказаться.
Тогда на помощь пришли постановления Кабмина и Минздрава Украины, в которых прописывалось положение о необходимости постепенного перевода лечебных учреждений из бюджетной формы существования на коммунальные неприбыльные предприятия. Смысл преобразований заключается в том, что теперь местные органы власти смогут заказывать и оплачивать фактически предоставленные услуги, тогда как сейчас, независимо от количества принятых родов, бюджетное финансирование идет в заложенном на начало года объеме.
«Мы приняли решение создать такое коммунальное предприятие на базе роддома №1, потому что роддом №2 по приказу, действовавшему на тот момент, должен был ликвидироваться. Коммунальное предприятие финансируется тем же городом, для пациентов это те же самые бесплатные услуги, но коллектив может рационально использовать выделяемые деньги. Скажем, если нам не нужно какое-то количество коек, мы можем самостоятельно уменьшать их количество или, напротив, увеличивать при потребности, можем формировать штатное расписание, а сэкономленные деньги использовать на другие насущные нужды – на лекарства, оборудование и т.д.», – поясняет главврач первого роддома.
Это предложение было принято и на сессии горсовета в 2012 году включено в Конценцию развития здравоохранения города Симферополя на 2011-2015 годы.
Но несмотря на имеющиеся экономические обоснования и расчеты, дело не сдвигается с мертвой точки уже около полутора лет. Не убедительным для вице-мэра оказался и опыт работы при открывшемся перинатальном центре, когда количество родов и в первом, и во втором роддоме сократилось весьма существенно.
«Теперь вся помощь может быть осуществлена в одном лечебном учреждении. Это дает возможность сэкономить серьезные бюджетные средства, и наш расчет показывает, что при существующих нагрузках и нормативах экономия городского бюджета составит 4 млн грн в год. Одно только присоединение самостоятельно существующей женской консультации к роддому экономит почти 1 миллион гривен. При концентрации оборудования в одном месте отпадет потребность в дублирующих аппаратах. А роженицы получат реально бесплатное медицинское обслуживание – от наблюдения до родов», – уверен президент Ассоциации акушеров и гинекологов.
Он подчеркнул, что сейчас в Симферополе впервые за годы независимости Украины появился шанс предоставлять безоплатную медпомощь для рожениц без выделения дополнительных средств из городского бюджета. В то же время, открытие перинатального центра с нуля сыграло злую шутку с медперсоналом: если по задумке авторов проекта коллектив второго роддома должен был стать базовым для перинатального центра, то в итоге лишь часть коллектива перешла на работу туда. Таким образом, сейчас наблюдается недоукомплектованность кадрами и в перинатальном центре, и в двух роддомах. Вакансии заполняются в соответствии с нормативами, но уже в очень скором времени, уверен Петр Баскаков, нецелесообразность существования в Симферополе двух роддомов, урезанных до 110 коек каждый (хотя оба рассчитаны более чем на 200 мест), станет очевидной. При этом расходы на них существенно ниже не становятся.
«Здание осталось то же. Как и персонал, потому что экстренные больницы укомплектованы минимально необходимым объемом персонала, вне зависимости от коечного фонда, – поясняет главврач. – Содержание двух структур, нескольких зданий с оплатой всех коммунальных услуг, двойного персонала и тройного административного аппарата дает миллионные сверхнормативные затраты».
В итоге, уверен Петр Баскаков, город все равно придет к закрытию одного из родильных домов, но чем дольше затягивается процесс объединения, тем больше квалифицированных врачей, которые сейчас заполняют освободившиеся места во втором роддоме, окажутся без работы.
«Экономическая составляющая по оптимизации сети приведет к созданию нормального единого учреждения, но на улице окажутся десятки, если не сотни высококлассных специалистов, которые, наверное, не смогут трудоустроиться. Сегодня это очень беспокоит наш коллектив, потому что мы понимаем, что такое административный ресурс и курирующий здравоохранение заместитель городского головы и подшефный ему горздрав, которые явно не будут работать в интересах нашего лечебного учреждения», – отметил главврач первого роддома.
Тем не менее, в горздраве от предложения провести эксперимент и создать коммунальное предприятие на базе роддома отмахиваются как от «слишком радикального», хотя оно и соответствуют правительственной программе. Причины Баскаков предлагает искать в избирательном отношении заместителя городского головы Симферополя, бывшего главврача роддома №2 Ильи Глазкова к подшефным учреждениям.
«Здесь просматривается вопрос конфликта интересов – вице-мэр курирует и городское управление охраны здоровья, и два роддома, один из которых – №2 – возглавляет его жена. Смотрите, у нас есть два одинаковых роддома на 110 коек. Но в первом роддоме штатная численность минимальна – немногим более 500 ставок, а во втором роддоме – уже больше 600! Первому роддому утвержден бюджет в сумме чуть более 15 млн грн, а второму – больше 23 млн грн. Отсылка на то, что при втором роддоме работает женская консультация, мягко говоря, несущественна при такой солидной разнице», – уверен Баскаков.
По мнению президента Ассоциации, при параллельной работе двух роддомов в разных форматах (№1 – как коммунальное предприятие, №2 – как бюджетная организация) их эффективность выявится очень быстро. Но опасения у Баскакова вызывает, опять же, дифференцированный подход Глазкова, при котором первый роддом, вступающий в фазу сложного пилотного проекта, получает явно недостаточное финансирование – в полтора раза меньше аналогичного «любимого» учреждения супруги вице-мэра.
«От нас требуют сохранить финансирование в объеме не более 15 млн грн, хотя это прямой путь к банкротству создаваемого предприятия. Видимо, в целях наших псевдоруководителей от здравоохранения есть задача таким путем убрать конкурирующую в их понимании структуру – старейший роддом Крыма», – предполагает главврач роддома №1.
По его словам, предвзятое отношение вице-мэра вызывает и неприглядная статистика работы его детища – второго роддома, особенно в сравнении с первым. И это несмотря на то, что чиновник имеет возможность использовать служебное положение для «игр в показатели». В частности, реальные, а не отредактированные показатели детской смертности в роддоме №1 составляют менее 4 промилле (в среднем 3,8 смертельных случая на 1 тысячу родов), а в роддоме №2 приближается к 30 промилле, хотя благодаря приписыванию умерших к месту проживания за пределами Симферополя и района обслуживания роддома №1 статистика по роддому №2 не отражает печальной действительности в полном объеме.
«Мы хотим обратиться и к руководству города, и к депутатскому корпусу, потому что, и я в этом абсолютно уверен, господин Глазков, пользуясь служебным положением, блокирует поступление объективной информации и к депутатам, и к мэру. Мы хотим, чтобы те представители городской громады, которым поручено рациональное управление имуществом, кадрами и городскими финансами в интересах, прежде всего, горожан, услышали нас и объективно разобрались. На протяжении полутора лет все наши предложения даже не рассматривались, нас ставили перед фактом и заставляли выполнять те или иные решения. При этом решения явно заангажированы», – подчеркнул Петр Баскаков.
Он добавил, что коллектив роддома №1 подготовил письменное обращение к мэру и симферопольским депутатам с призывом детально разобраться в инициативе по созданию коммунального предприятия на базе их учреждения и лично убедиться в том, что оказание бесплатной медицинской помощи роженицам вполне реально.
Симферополь, Алла Добровольская
© 2013, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».