Закон об инвестиционном Крыме сделал земли полуострова игральными картами в руках раздающего Могилева Остальные «инновации» похоронили в процессе проработки в Верховной Раде
Крым получил долгожданный закон об особенностях инвестиционной деятельности, призванный стимулировать экономику полуострова и превратить в туристическую «жемчужину Украины». Пока документ находится на подписании президента Виктора Януковича, а его однопартийцы изливаются хвалебными речами по поводу «судьбоносного для Крыма» решения, «Новый Регион» решил проанализировать положения закона и выяснить, насколько он соответствует задекларированной цели.
В первую очередь надо отметить, что законопроект был разработан еще в 2010 году в поддержку принятой крымским правительством во главе с Василием Джарты Стратегии развития Крыма на 2011-2020 годы. Первоначально документ вторил содержанию Стратегии-2020 с пятью приоритетными направлениями и назывался «Об основах развития Автономной Республики Крым и особенностях осуществления инвестиционной деятельности на ее территории». Итоговый вариант, принятый 10 октября Верховной Радой, утратил все «основы развития», сократив свою цель до инвестиционной деятельности.
Потеряв «основы развития», законопроект лишился статей, связанных с определением приоритетов развития автономии: реформирование санаторно-курортной и туристической отрасли, формирование агросектора XXI века, модернизация отраслевой структуры промышленности, развитие транспортного потенциала и создание среды, благоприятной для жизни. Также исчезли полномочия Верховного Совета Крыма по определению приоритетов, утверждению республиканских программ по приоритетным направлениям и предоставлению налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности.
Обеспечивать привлечение инвестиций законопроект поручал Совету министров Крыма, который получал полномочия инициировать создание специальных экономических зон.
Также Совет министров становился органом по лицензированию некоторых видов деятельности: сбора и заготовки вторсырья, торговли удобрениями, централизованного водоснабжения и канализирования, производства отдельных видов тепловой энергии, ее поставки и транспортировки по магистральным и местным теплосетям, а также туроператорской деятельности. Средства за выдачу лицензий законопроект направлял в бюджет Крыма.
Для привлечения дополнительных поступлений предлагалось создать целевой фонд, как составную часть республиканского бюджета развития. Порядок формирования фонда и расходования средств предстояло разработать Совмину, и утвердить Верховному Совету Крыма. Отдельно законопроект оговаривал возможность внутренних заимствований для наполнения бюджета развития, и получения средств международных фондов и организаций для реализации инвестпроектов.
Первоначальный проект закона предусматривал возможность удешевления кредитов субъектам хозяйствования за счет средств республиканского и местных бюджетов, и упрощение процедуры получения разрешений на добычу полезных ископаемых. Кроме того, законопроект предусматривал уточнение в части полномочий органов исполнительной власти Крыма в сфере земельных отношений и охраны окружающей природной среды, которые приравнивались к территориальным представительствам центральных органов власти.
К полномочиям Совмина законопроект в первозданном виде относил утверждение проектов, стоимостью от 30 до 100 млн грн, в строительстве которых задействованы бюджетные средства, а также регистрацию инвестиционных проектов, стоимостью не более 100 млн евро.
Непосредственно для инвесторов законопроект сулил следующее: с момента регистрации инвестиционного проекта субъект хозяйствования получал налоговые льготы, которые предстояло прописать отдельной строкой в Налоговом Кодексе Украины. Сроки освобождения от уплаты налогов законопроект не оговаривал, но со слов его разработчиков речь шла о пятилетнем моратории на взимание НДС и налога на прибыль. В самом законопроекте была отражена пятилетняя льгота по уплате таможенной пошлины за ввоз на территорию Украины оборудования для реализации инвестпроектов в Крыму. Дополнительные налоговые преференции, в соответствии с законопроектом, могли предоставлять как Верховный Совет Крыма, так и местные советы, на территории которых реализуется проект. Например, отказавшись от взимания земельного или подоходного налога. Отдельно авторы закрепляли норму о внесении изменений в ст. 134 Земельного кодекса, благодаря которой земельные участки государственной, или коммунальной формы собственности, предоставляются инвестору, минуя земельные торги.
В итоговом варианте, утвержденном Верховной Радой, приоритетные направления для привлечения инвестиций сократились до туристической и рекреационной отрасли, а также внедрения энергосберегающих и экологически приемлемых технологий производства. Исчезли специальные экономические зоны, право Совмина лицензировать отдельные виды деятельности и утверждать проекты из госбюджета, создание целевого фонда в бюджете развития, финансовая планка по регистрации на местном уровне инвестиционных проектов, удешевление кредитов за счет республиканского бюджета, упрощение процедуры для добычи полезных ископаемых и делегирование Рескомприроды и Рескомзему реализации государственной политики в сфере земельных отношений и охраны окружающей природной среды. Из первоначального проекта в итоговый вошла единственная норма, закрепляющая за Министерством курортов и туризма Крыма присвоение категории объектам курортной инфраструктуры автономии. Предоставлять услуги по размещению туристов без категоризации закон запрещает, при этом мера ответственности за подобное правонарушение не указана.
Но самое главное, что закон не предусматривает обещанных пятилетних налоговых преференций. Статья 8 относит особенности налогообложения субъектов инвестиционной деятельности в автономии к Налоговому кодексу, а уплаты ввозной пошлины – к Таможенному. Раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса содержит четкий перечень операций, которые временно освобождаются от уплаты НДС – самолетостроение, судостроение, космическая отрасль, производство биотоплива, книгоиздательская деятельность и отечественная кинематография. Нулевая ставка налога на прибыль применяется к инвестиционным проектам до 31 декабря 2017 года, вне зависимости от момента его регистрации. Таможенный кодекс дает субъекту хозяйствования, реализующему инвестиционный проект, получить отсрочку от уплаты ввозной пошлины за оборудование сроком до 1 января 2018 года, если оно не производится на Украине, не было в употреблении и было произведено не позднее, чем за 3 года до регистрации инвестиционного проекта.
Утвержденный проект сохранил норму о предоставлении под инвестпроекты земельных участков в Крыму в обход аукционов. Однако в собственность надел перейдет после завершения срока реализации проекта при выполнении инвестором всех условий, закрепленных в договоре.
При этом Совмин утратил право на регистрацию инвестиционных проектов, если их поддержка выходит за рамки бюджета автономии. Правительство Крыма может лишь отбирать подходящие, и направлять в Кабмин Украины для предоставления налоговых и таможенных льгот, и только после одобрения в Киеве заключать договор с субъектом хозяйствования о реализации инвестиционного проекта. При этом третьей стороной соглашения могут выступать местные органы власти, на территории которых предполагается реализация проекта.
Отметим, что законопроект претерпел существенные изменения между первым и вторым чтением. Автором ликвидационных поправок стал первый зампред Комитета ВРУ по инвестициям и промполитике, депутат от «Батькивщины» Сергей Фаермарк. При этом крымские нардепы-«регионалы» Борис Дейч и Елена Нетецкая пытались отстоять пятилетний мораторий на ввозные пошлины, и дополнить проект другими преференциями для инвесторов. Например, дать им право на трехлетнюю оплату природного газа, услуг по теплоснабжению, водоотведению и канализации по ценам для населения. Куда интереснее внесенная нардепами правка о предоставлении инвесторам участков в границах прибрежных защитных полос вдоль морей, морских заливов, лиманов и на островах в обход аукционов и без ограничений хозяйственной деятельности. Такие предложения Дейча и Нетецкой были отклонены.
По сути, принятый закон об особенностях осуществления инвестиционной деятельности на территории Крыма сводится к одному – утвержденные Кабмином по предложению Совмина инвестиционные проекты будут гарантированно получать земельные участки. В праве выбора приоритетных инвестиционных проектов Верховный Совет Крыма, как орган представительской власти, остался не у дел, и остается в роли статиста Совмина. В преддверии принятия указа президента об изменении границ Ялтинского горнолесного природного заповедника, подразумевающего изъятие 750 га ранее недоступной территории на Южном берегу Крыма, закрепление за Совмином права наделять инвесторов участками без аукционов выглядит как делегирование крымскому премьеру статуса главного по распределению «золотой» южнобережной земли.
Добавим, что Стратегия-2020, ради реализации которой и задумывался закон об улучшении инвестиционной привлекательности Крыма, закрепляет поступление до 2014 года 33,5 млрд грн инвестиций. Однако для этого необходимо приятие еще одного документа – Соглашения о региональном развитии с Кабмином Украины. Документ предусматривает реализацию до 2015 года мероприятий на 4,8 млрд грн, из которых 3,9 млрд грн должно выделить государство.
Ссылки по теме:
Крымские парламентарии не смогли поделить 4 на 2: борьба за казенные миллиарды началась еще до подписания «брачного договора» с Киевом >>>
«Брачный договор» с Киевом подпишет парламент Крыма, а делить деньги будет Совмин / Могилев дал понять, что сам будет определять проекты под казенные 4 млрд грн >>>
Крым готовится подписать «брачный договор» с правительством Украины на 5 млрд грн / Киев даст 4 млдр грн, а Крым найдет 1 млрд инвестиций >>>
Крымские власти раздумывают, как проглотить 33,5 миллиарда инвестиций и не подавиться /// Одни предлагают привлечь науку, другие – назначить ответственных в правительстве >>>
Стратегия развития Крыма как матрешка: внутри операционный план и соглашение с Кабмином /// Каденция нынешней власти уйдет на преодоление кризисных явлений в экономике >>>
Правительство Джарты обещает закачать в Крым 46,5 миллиарда гривен /// Ежегодно валовой продукт республики должен расти на 6,5% >>>
У Януковича опять обещают налоговые льготы для Крыма /// «Наши слова, обещания не расходятся с делом» >>>
Эксперт: Янукович заболтал и «слил» все, что обещал Крыму накануне выборов /// Полуостров окончательно превратится в дачу киевских чиновников >>>
Совмин Крыма из воздуха нарисовал $13 млрд ожидаемых инвестиций в экономику полуострова /// Об уходе из автономии самого крупного инвестора на Черноморском форуме предпочти умолчать >>>
Джарты рассказал, какими льготами одарит Янукович Крым – неотъемлемую часть Украины >>>
Симферополь, Анна Ахметова
© 2013, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».