Сергей Шувайников: Меджлис по объёму финансирования – самая пророссийская организация Крыма Чем отличается пророссийский от русского…
Председатель Конгресса русских общин Крыма, депутат Верховного Совета автономии Сергей Шувайников считает, что русским активистам полуострова следовало бы активно перенимать опыт крымско-татарского меджлиса (нелегального этнического «парламента»). Вместо этого крымские русские слишком увлечены междоусобицей, что при постоянном давлении Киева и отсутствии существенной поддержки со стороны России приводит к распылению сил и ослаблению всего движения.
Об этом и о том, почему неправильно называть русские организации Крыма пророссийскими, Шувайников рассказал в интервью «Новому Региону».
«Новый Регион»: Недавно в ряде СМИ полуострова в ваш адрес прозвучала критика за то, что вы попросили не называть себя пророссийским политиком. Некоторые усмотрели в этом едва ли не предательство русской идеи.
Сергей Шувайников: В одной из радиопередач я действительно сказал, что термин «пророссийские организации» чаще употребляют наши оппоненты. Особенно крымско-татарские и «национально-сознательные» украинские СМИ очень любят подчеркивать нашу «пророссийскость», вкладывая в это слово сомнительное толкование. Нас как бы хотят отделить от населения страны. Выдавить с украинского и крымского поля и виртуально переместить в Россию. Дескать, мы «пятая колонна», нас едва ли не с парашютом сюда на днях забросили для ведения платной подрывной работы. Это не так.
Поэтому я и сказал, что привык называть себя русским политиком. Я это говорил еще в 90-е годы, и повторяю до сих пор. Мы реалисты и прекрасно понимаем, что мы сегодня – граждане Украины. Но мы также помним, что являемся представителями русского народа, русской нации и от своей национальности не отказываемся. Поэтому и подчеркиваем, что мы русские организации и русские граждане, которые имеют право бороться на Украине за свои права.
Конечно, сегодня эта борьба очень осложнена, мы понимаем, что русское движение на Украине и в Крыму очень сильно разобщено, очень много различных организаций, партий. Но, тем не менее, если речь идет о пророссийскости, мы всегда подчеркиваем, что выступаем за пророссийский вектор в политике Украины и Крыма. Мы всегда подчеркивали, что Крым должен быть мостом дружбы между Украиной и Россией.
«НР»: Крым – мост, и воссоединение с Россией, это разные вещи…
С.Ш.: Напомню, что тема воссоединения была основным программным постулатом «Русской партии», которую я возглавлял еще в начале 90-х годов. Мы с этой идеей пошли на выборы президента Крыма. Тогда она могла быть реализована на практике, и мы на это рассчитывали. Наша «Русская партия» была самой радикальной в этом отношении, за что нас называли и фашистами, и шовинистами, и какие только ярлыки нам не приклеивали. Пугали, что если «Русская партия» придет к власти, то в Крыму обязательно начнется война. На всех углах кричали, что Шувайникова к власти допустить нельзя.
Но мы знаем, какие события произошли потом: Крым потерял в 1995 году свои полномочия, в 1996 году Кучма прекратил деятельность всех крымских партий, заставив нас уйти в сферу общественной деятельности. Мало того, Ельцин и Кучма подписали Большой Договор, который закрепил границы Украины и Крыма. Против заключения этого договора мы, кстати, выступали. И потом нам стало ясно, что сегодня главная цель не в том, чтобы стремиться к недостижимому. Нужно добиваться реального: защиты русских, как народа, как нации – в сфере культуры, в сфере истории, в сфере языка. Нужно просто доказать, что мы – народ, потому что русские сейчас в самой России не имеют правового статуса. А на Украине они имеют статус национального меньшинства.
Мало того, отдельные историки, такие, как Валерий Возгрин, вообще считают, что русские – это некий такой коллективный Франкенштейн, собранный из осколков других этносов. Он в своих работах отказывает русским в праве считаться нацией, но при этом предоставляет такое право крымским татарам.
Если нас хотят обвинить в том, что мы отказываемся от России, то наши оппоненты ошибаются: мы этого никогда не сделаем. Какая бы там власть ни была, Россия для нас всегда есть и останется матерью, исторической Родиной. А от матери нормальные люди не отказываются. Другое дело, что нам следует опираться на собственные силы, ставить перед собой реальные цели и, в первую очередь, заниматься собственным домом.
«НР»: А что, особой помощи с «Большой земли» не наблюдается?
С.Ш.: Да, сегодня Россия нам помогает мало. Если бы мы были пророссийскими в том смысле, который в этот термин вкладывают наши оппоненты, то извините, здесь было бы не 20, а одна-две мощных русских организации, которые имели бы широкое представительство во власти, свои газеты, радио, телевидение. А сегодня по этому признаку скорее можно назвать пророссийским татарский меджлис. Потому что миллионер и российский гражданин Ленур Ислямов за свои деньги купил крымско-татарское телевидение, несколько радиостанций, выпускает книги по истории крымских татар, пусть даже лженаучные и со всеми признаками русофобии.
При этом я не знаю, какой русской организации помог хоть один российский миллионер. Хотя бы даже в области культуры, науки, нашим художникам, писателям. Какие СМИ поддерживаются из России? Горько говорить об этом, но, тем не менее, это так. И после этого нас пытаются выделить в категорию «пятой колонны», в разряд «чужих».
«НР»: По крайней мере, номинально, все в Крыму живут исключительно за счет внутренних ресурсов. Партии утверждают, что ведут свою деятельность на членские взносы, общественные организации – на пожертвования добрых людей…
С.Ш.: Мы же знаем, и это никто не скрывает, что оказывается большая материальная поддержка со стороны Турции. Строятся мечети, проводятся культурные мероприятия, вливается помощь в социальную сферу. Но организации, через которые идет эта помощь, как и этническую группу, ее получающую, почему-то не называют протурецкими.
Или можно было бы по аналогии употреблять термин «проамериканские». Всем известно, что многие СМИ и общественные организации живут на американские гранты. Их проамериканскими также никто не называет. А вот на русские организации нужно обязательно навесить ярлык эдаких наемников.
Мы – русские, и мы отстаиваем свои права. Кстати, в уставе Конгресса русских общин Крыма, существующего с 1995 года, записано, что мы защищаем интересы граждан Украины русской национальности. Мы не защищаем интересы России или россиян, а именно интересы тех, кто живет здесь, рядом с нами, в Крыму, и кто еще помнит о своей русской идентичности.
Тем не менее, мы всё равно говорим, что рано или поздно Украина будет вместе с Россией. Мы понимаем, что это дело не одного дня, тем более, этот процесс осложняется охлаждением отношений, связанным со стремлением Украины попасть в европейское сообщество. Однако миллион русских в Крыму и 10 миллионов русских на Украине (я думаю, эти цифры сейчас больше) верят в то, что наши страны будут вместе.
Другое дело, что многое недорабатывается, русские организации очень мало работают с молодежью, с остальным населением, чтобы люди помнили о своей национальной идентичности. Многих уже зомбировали до ощущения, что называться русским нехорошо. Есть даже интеллигенция, которая призывает русских покаяться за то, что делала власть в прошлом, в те же сталинские годы, или в имперский период. Я против этого – русскому народу не в чем каяться. Просто есть влиятельные враги в Европе, в США, в арабском мире, которые очень хотят избавиться от России как крупного игрока. А для этого надо нас всех разъединить, распылить, просто уничтожить само понятие русский народ. Поэтому идут нападки на русских, на русское Православие, на русскую культуру…
Особенно это заметно на Украине, где всё русское пытаются просто вычеркнуть. Я понимаю: некоторые хотят синтезировать некую отдельную украинскую идею. Но это очень сложно реализовать, потому что мы прекрасно понимаем: православные украинцы, православные белорусы, православные русские – это один народ.
Только та небольшая часть, которая живет на Западной Украине, забыла, что они когда-то были русскими. Ведь до Первой мировой войны там русскими считало себя большинство, и даже Львов был русским городом. А потом оказалось, что это «самый украинский» город, появились политические теории, которые начали внушать людям, и сегодня политические представители Западной Украины пытаются доказать, что мы – русский православный мир Украины, должны жить по их законам, по их требованиям и традициям, и подчиняться их идеологическим изыскам.
«НР»: Вы уже упомнили последнюю работу петербургского профессора Валерия Возгрина «История крымских татар», которая наделала много шума...
С.Ш.: Мы провели достаточно большую работу. В октябре мы отправили огромное количество писем с приложением копий выдержек из этой книги. Направили их в различные иностранные посольства, потому что сегодня представители меджлиса начинают дарить этот четырехтомник дипломатам, всевозможным иностранным государственным деятелям, пытаясь доказать, мол, мы в Крыму самый коренной и самобытный народ, который постоянно унижался русским этносом и Россией, русские всегда были нам враждебны, поэтому нам надо помогать. Они, в конечном итоге, хотят добиться, чтобы мировое сообщество признало их право на самоопределение. Поэтому мы и разослали свои письма во многие диппредставительства, чтобы там понимали, что за книгу берут в руки, принимая ее в подарок от представителей меджлиса.
Кроме того, мы направили письма в Санкт-Петербургский госуниверситет, коллегам Возгрина, чтобы они дали оценку этой книге. Направили письмо Сергею Нарышкину, главе Госдумы России, поскольку он является председателем Российского исторического общества, чтобы историки также могли оценить работу российского профессора. Ушло письмо в прокуратуру России, потому что есть в российском законодательстве статьи о ксенофобии, оскорблении чувств верующих и разжигании межнациональной розни.
А на Украине мы направили послания в МВД, прокуратуру и СБУ. Мы же помним случаи, когда крымско-татарский меджлис требовал привлечения к уголовной ответственности наших историков и краеведов. Можно, например, вспомнить скандал с «Книгой памяти» краеведов Ширшовых. Пусть правоохранители привлекут экспертов, специалистов и разберутся. На наш взгляд, у Возгрина есть откровенные оскорбления русских, противопоставление русских татарам, есть вещи, которые непозволительны нормальным людям в нормальном обществе.
«НР»: А какая-то ответная реакция властей Украины и России на заявления Конгресса русских общин Крыма есть?
С.Ш.: Пока мы ждем ответа. Наши письма были отправлены в конце октября, поэтому надеемся, что в конце этого месяца будет ответная реакция. Если не получим ответов, значит, обратимся еще раз.
Кстати, в середине декабря мы планируем провести круглый стол с участием наших крымских историков, я подчеркиваю – не политиков. Политическую оценку книге дал Конгресс русских общин, а теперь мы хотим, чтобы была дана и научная оценка. Чтобы авторитетные специалисты по различным периодам истории Крыма действительно сказали, в чём же научность этого труда Возгрина.
Он этой темой еще в начале 90-х годов занялся, когда стал членом меджлиса и проникся идеей противопоставления крымских татар и русских, татар и России. И эту концепцию он теперь уже реализовал в 4-томном, едва ли не академическом, труде. Молча «проглатывать» такое нельзя.
«НР»: В крымской прессе вас также критиковали и за поздравление Рефата Чубарова после его избрания на пост главы нелегального меджлиса. Этим вы, по версии критиков, как бы сделали реверанс от лица русских в адрес антирусской организации.
С.Ш.: Во-первых, у меня с Чубаровым нормальные человеческие отношения еще с 90-х годов. Есть ряд принципиальных позиций, по которым мы с ним спорим. Но я его уважаю, действительно, как человека высокого интеллекта и определенного воспитания. Этот человек, в отличие от того же Мустафы Джемилева, не позволит себе огульно оскорблять русские организации, называя их фашистскими, шовинистическими, или навешивать какие-то подобные ярлыки на всех скопом. Ему этого воспитание не позволит. Такую оценку я ему и дал, когда меня об этом спросили журналисты.
Во-вторых, когда я узнал, что Чубаров избран главой меджлиса, то в Фейсбуке*, поскольку мы там общаемся, поздравил его и пожелал ему справиться с этой нелегкой ношей, которую на него взвалили. Это обычное человеческое отношение, которое может существовать даже между оппонентами. И мне тут же приписали якобы признание меджлиса как этнического органа власти. Хотят или не хотят те оппоненты, которые меня критикуют, но есть нелегальный, неформальный орган, который называет себя этническим парламентом крымских татар. Он существует. Существует уже более 20 лет. И от того, что мы его не хотим видеть, он все равно не прекратит существование.
Да, он не легализован, он незаконный, но тогда, простите меня, таким же нелегализованным является Крымский координационный совет организаций российских соотечественников – он тоже не имеет никакого юридического статуса. Всеукраинский координационный совет организаций российских соотечественников, который возглавляет народный депутат Вадим Колесниченко, тоже не имеет официального статуса. Их тоже можно при желании назвать этническими представительными органами.
Я всегда говорил, что если бы русские смогли так же избрать свои представительные органы, пусть даже нелегальные, и создать русский национальный парламент, мы бы достигли гораздо большего в борьбе за свои национальные права. Мы сегодня проигрываем. Мы почему-то не можем у оппонентов брать лучшее и использовать в своей работе. Отрицательное в меджлисе – это те радикалы, которые там представлены, и которые разжигают русофобию, разжигают ненависть к России и пытаются стравить два народа.
Я не знаю, какую политику будет проводить Чубаров. Если он тоже примется исповедовать эти взгляды и начнет поддерживать радикалов, естественно, он будет моим политическим противником. А сегодня он мой коллега по парламенту, у нас неподалеку места в сессионном зале, мы здороваемся, обмениваемся мнениями. Почему я не мог его поздравить с избранием? Не вижу в этом ничего предосудительного.
«НР»: В то же время, поздравление от «русского шовиниста» новому «татарскому мини-хану» не могло не вызвать некоторую ажитацию в среде активистов...
С.Ш.: Просто в русской среде есть люди, которые в первую очередь пытаются досадить тем, кто с ними работает на одном поле. Они пытаются показать, дескать, смотрите – Шувайников поздравил не того, Шувайников дал ему положительную характеристику… Это же не значит, что я стал на колени перед меджлисом. Если, допустим, завтра кто-то здесь в Крыму создаст какой-нибудь неформальный кнессет и возглавит его, зная этого человека лично, я тоже могу поздравить с избранием, и пожелать оправдать доверие тех, кто его избрал.
По поводу моего общения с Чубаровым через Фейсбук* больше политических спекуляций, чем практической пользы. Честно говоря, в первый момент у меня даже была мысль вообще удалить свою страничку и не появляться больше в соцсетях. Но там, кроме прочего, много полезной информации, много общения, много дискуссий. В конце концов, оскорблений, попыток что-то выискать в твоей фразе, вырвать слова из контекста и трактовать по-своему достаточно и вне соцсетей.
Если бы все, кто считает, что он борется за русский народ, за Россию, меньше искали соломинку в глазу другого, а больше замечали бревно в собственном глазу, мы бы больше выиграли. Не хочу никому из русских деятелей персонально давать оценок – я считаю, что сегодня у нас всех есть более опасные враги. Это та же партия «Свобода», это возрождающийся неонацизм, который реально рвется к власти на Украине, это русофобия, проникающая во все сферы. Мы почему-то об этом говорим мало, зато больше занимаемся разборками, кто из русских активистов что сказал, и что написал в Фейсбуке*. Вот если бы мы занимались нашими общими врагами, врагами русского народа, общими угрозами, и искали единства в достижении общей цели, мы бы все только выиграли.
Ссылка по теме:
Русские организации Крыма потребовали привлечь к ответственности профессора-русофоба Возгрина >>>
Симферополь, Андрей Дорофеев
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2013, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».