Киевский чиновник хочет подмять под себя все поисковые организации Крыма
Киевский чиновник хочет монополизировать всю поисковую работу в Украине и единолично управлять всеми поисковыми организациями страны, выбивая на это бюджетные средства.
Об этом корреспонденту «Нового Региона» сообщил командир Нижнегорского поискового клуба «Патриот» Сергей Самбурский.
По его словам, в Крыму до 2012 года на Керченском полуострове работала только их поисковая организация, которой удалось наладить прекрасные отношения и с музеями, и с Крымским республиканским комитетом по охране культурного наследия.
Все изменилось, когда на пост ответственного секретаря Государственной межведомственной комиссии по делам увековечения памяти жертв войны и политических репрессий при Кабинете министров Украины в начале мая 2012 года был назначен депутат горсовета Кривого Рога Ярослав Жилкин. Примечательно, что это назначение состоялось непосредственно перед летним сезоном поисковых работ.
«У Жилкина только по Кривому Рогу пять своих поисковых отрядов. Он их финансирует. Пять начальников этих отрядов и являются сотрудниками межведомственной комиссии. Получается, что Жилкин сам себе создал организацию с управляемыми марионеточными людьми», – говорит Самбурский.
Как утверждает поисковик из Нижнегорского, Межведомственная комиссия утвердила временное положение по работе поисковиков, которое сами поисковики считают неприемлемым.
«По его положению общественные организации могут только быть в роли ищеек – находить захоронение, а потом сообщать Жилкину. Тогда он пришлет на место членов своей организации «Народная память», являющейся специализированным предприятием, получающим финансирование от государства: командировочные, бензин, питание, расчет за каждый поднятый кубометр земли и так далее. Истина его желаний – в отмывании финансов, вот и все», – разъясняет командир «Патриота».
По словам Самбурского, палки в колеса стали ставить до начала первой Вахты памяти-2013 в Аджимушкае. Она должна была стартовать 15 июня.
«Мы никак не могли получить разрешение Минкульта на проведение работ, и получили это разрешение только за три дня до начала вахты. Отказывали по разным причинам: то якобы потеряли наши документы, то ссылались на то, что наши отчеты были якобы ими найдены, но не приняты во внимание, то начальник болел. Только после того, как министр вмешался, нам разрешение все-таки выдали, – утверждает Сабурский. – Вахта у нас начиналась в субботу, а в пятницу в пять часов вечера мне начали названивать разные товарищи и говорить, что якобы у нас отозвано разрешение на раскопки. Но никакого документа о том, что оно отозвано, я не получал. Оказывается, имелась в виду непонятная бумажка, присланная на наш Реском по охране культурного наследия. Подписался под ней какой-то клерк пятого колена по фамилии Гусак. При этом мокрой печати на ней не было. И до сих пор этот акт о прекращении деятельности с мокрой печатью нам так и не пришел, и никому не пришел. Но даже согласно тому акту, юристы говорят, что нет юридической процедуры отзыва разрешения. Нет такого понятия. Работы можно прекратить только через суд».
Несмотря на это, по доносам из Минкульта за «Патриотом» началась форменная слежка: на раскоп приезжали сотрудники милиции и СБУ и снимали весь процесс.
Раздражение деятельностью Жилкина испытывает не только отряд Самбурского. На форумах поисковиков по всей Украине подобное положение вещей возмущает и других членов поисковых отрядов.
«Его интерес – замкнуть на себе все вопросы по поиску, в т.ч. бюджетные средства. Поэтому он начал борьбу «за законность», т.е. нужно у него всем разрешения получать, а кто не хочет заходить под его структуру – должен быть раздавлен. И это при том, что закона нет. Есть куча сумбурных постанов и приказов, часть которых прекратила срок действия», – утверждают поисковики из Киева.
В Севастополе члены поискового отряда «Долг» летом этого года столкнулись с тем, что не могли упокоить останки бойцов Красной Армии, найденных при раскопках на Мекензиевых горах. По словам самих поисковиков, на захоронение натолкнулись случайные люди, но так как в Севастополе раскопками заниматься сейчас некому, то в срочном порядке обратились к «Долгу». В результате были найдены останки 54 бойцов 79-й Стрелковой морской бригады.
«В Минрегионбуде появился новый человек – Ярослав Жилкин, и он руководит всем поисковым движением в Украине. Он сам лично решает, кому давать, кому не давать разрешения», – объяснила прессе начальник «Долга» Марина Гавриленко.
По ее словам, начальница отдела культурного наследия СГГА Светлана Шевченко продолжает замедлять процесс выдачи документов.
«Она продолжает делать все, чтобы замедлить наши дела. А с Жилкиным она связана», – уверена председатель «Долга».
«Говорю открыто, есть основания: недавно была «отлучена» от высокопоставленного тела Ярослава Ж. только за то, что принимала участие в международной экспедиции «Аджимушкай 2013» и принимала награды за свой честный труд в поисковом сообществе России и Украины. Была, честно говоря, совсем другого мнения о Вас, г-н Жилкин... Просто упали в моих глазах и как человек, и как должностное лицо... Жаль Вас. В глазах только деньги», – пишет еще одна форумчанка.
Похоронить некому оказалось и останки бойцов Красной армии, которые в этом году были обнаружены в Керчи отрядом Сергея Самбурского.
«В ходе экспедиции у нас были обнаружены останки 3 человек в Героевке (это Эльтиген), 20 человек на территории Керчи в районе прибойной полосы бухты Голубиной. Мы нашли еще одно санитарное захоронение в Аджимушкае, но там подъемные работы не проводились, так как на них надо получать разрешение на эксгумацию. И еще 9 человек в Аждимушкае. Это верховые незахороненные останки, которые побросали чернокопатели, останки людей были собраны по поверхности», – рассказывает глава «Патриота».
«Собранные кости и черепа с сентября этого года остаются незахороненными. И это несмотря на то, что одного из найденных бойцов опознали и сообщили родственникам.
Акты об обнаружении останков советских солдат были подписаны заместителем городского головы Алексеем Миловановым только 22 ноября. Акты о подъеме поверхностных останков советских солдат, обнаруженных на территории поселков Аджимушкай и Эльтиген, а также собранных в результате спасательной операции в прибрежной полосе одной из бухт поселка Маяк, заместитель городского головы отказался подписать, мотивируя тем, что они незаконны. Чиновника не смутило даже то обстоятельство, что данные акты составлены руководителем специализированного предприятия из Запорожья, имеющего право на проведение, в том числе, эксгумационных работ. Отметим, схожие акты подъема поверхностных останков были подписаны Миловановым ранее – в 2012 году и весной и летом 2013 года», – сообщает портал «Книга памяти».
«Господин Милованов считает это нарушением закона, хотя Закон Украины о поисковой работе до сих пор не принят Верховной Радой. А в тех законодательных актах, по которым мы работаем, действительно, ничего не сказано о поднятии бойцов с позиций. Мы не поднимаем гробы, мы поднимаем бойцов, у которых в руках оружие. Шесть раз мы к нему ездили за 200 километров из Нижнегорска, чтобы он подписал документы: то он в отпуске, то на больничном, то не приемный день», – говорит один из организаторов акции, заместитель председателя Нижнегорского военно-поискового клуба «Патриот» Александр Петров.
В итоге 25 ноября к зданию Керченского горсовета поисковики «Патриота» вынесли муляжи останков советских солдат, устроив своеобразную протестную акцию.
«Выходил к нам господин Милованов, обвинил нас в бизнесе на костях, он сказал, что мы занимаемся пиаром и зарабатыванием денег. Хотя ни копейки ни из бюджета Керчи, ни из бюджета Крыма мы не получили за шесть лет, мы не просим этих денег. Мы работаем за свои личные средства. Для нас дело чести поднять бойцов, которые погибли здесь. Во всем Крыму мы работаем без всякого требования возместить даже затраты на бензин или на еду», – заявил Петров.
Родственники части бойцов уже установлены, некоторые из них даже приезжали в Керчь. Например, родственники капитана Кондратова. Они изъявили желание забрать останки деда для перезахоронения в Россию или захоронить в Керчи.
«Но так как документы из-за проволочек и нежелания сотрудничать с нами городского совета не подписывают, останки до сих пор находятся на хранении у клуба», – отметил Петров.
«Перезахоронение воинов должно финансироваться из городского бюджета, но мы готовы перезахоронить солдат за свои средства. Мы неоднократно говорили об этом городским властям», – рассказали поисковики.
В республиканском комитете Крыма по охране культурного наследия удивлены подобным положением вещей.
«Письмо с просьбой принять решение исполкома о перезахоронении останков Реском подавал еще до годовщины эльтигенского десанта, которая отмечалась в Керчи 1 ноября. По какой причине документы до сих пор в Керчи не подписали, неизвестно», – сказала глава ведомства Лариса Опанасюк.
Акция «Патриота» подняла волну протестов в социальных сетях. Так, например, киевский поисковик Дмитрий Заборин, координатор проекта «Электронная книга Памяти Украины» считает, что останки до сих пор не похоронены из-за амбиций Жилкина, а вопрос с документацией – второстепенный. На первом месте – упокоить останки воинов.
«Солдаты уже как бы второстепенный вопрос, для чиновников это просто абстракция, как вагонная норма угля. Я не буду удивлен, если «с точки зрения закона» этим «дешевым пиарщикам» из поискового отряда «Патриот» будет рекомендовано отнести останки назад и закопать на место. Капитана Кондратова – вернуть на туристическую помойку у дота за Эльтигеном. Документы ж не в порядке! А надо, чтоб был порядок. Благодаря Вашей непреклонной борьбе за законность, превозмогающую разум, поиск павших все больше превращается в какое-то месиво из пошлости, подлости, глупости, взаимной ненависти и подобных керченскому позорных случаев. В то время как те, кто тихонько бомбит хабар, так его тихонько и бомбят. И в ус не дуют. Если бы вы хотели помочь людям найти и похоронить «бедных солдат» – их бы похоронили еще месяц назад, для этого все было готово, даже родственники приехали. Еще раз подчеркну: солдаты для чиновника вторичны, ему плевать, что нашли, идентифицировали, отыскали родню, что его похоронить надо. «Где бумажка» – вот что важно. Это ложный путь, который лишен человеческой и христианской этики, разрушает саму идею добровольчества в поиске павших и в итоге приведет тебя к очень нехорошему», – пишет Заборин.
Симферополь-Керчь, Анна Савицкая
© 2013, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».