Крымский турбизнес вывел проблемой номер один транспортную доступность курортов (ВИДЕО) Результаты исследования «Нового Региона»
Крымский туристический бизнес в этот сезон поставлен на грань выживания. Средняя заполняемость здравниц к середине лета не достигла и половины, частный сектор пустует или принимает беженцев с Юго-Востока Украины. Главная причина – транспортная недоступность полуострова.
По данным Минкурортов Крыма, к середине июля количество отдыхающих составило 1 млн 352 тыс, из которых 200 тыс – это граждане Украины. Остальные – граждане России. Еще весной крымские политики прогнозировали, что полуостров посетит 8 млн туристов, вместо традиционных 6 млн. Но сейчас их аппетиты поубавились. Теперь чиновники согласны и на 3 млн – именно столько надо для минимальной рентабельности туристической отрасли полуострова.
Проведя весной дорогостоящую информационную компанию, местные и федеральные чиновники упустили из виду вопрос транспортной доступности. Абсолютное большинство крымских туристов в целях безопасности предпочитают не путешествовать через Украину, а пользуются авиасообщением и Керченской паромной переправой.
Аэропорт «Симферополь» принимает до 70 рейсов в сутки. Однако, дешевых авиабилетов от низкобюджетной авиакомпании «Добролет» на всех не хватает, поэтому основными воротами Крыма является порт Керчь.
К середине лета очередь на Керченской переправе со стороны порта «Кавказ» растянулась больше чем на 10 км. Время ожидания составляет 40 часов. Не готовые тратить полтора суток отпуска россияне разворачиваются и едут на курорты Краснодарского края.
«Это было прогнозировано: никто и не собирался решать транспортную проблему, – уверена коммерческий директор одного из мини-отелей Коктебеля Светлана. – Зато Анапа и Геленджик забиты. И всех это радует. Чем дольше в Крыму будет бардак, тем радостнее картина в Краснодарском крае».
В то же время мощности порта Новороссийск и возможность приема паромов в Керченском торговом порту полностью не задействованы. Как сообщили «Новому Региону» в компании «Блэксиа Ферри и Инвестиции» (BFI), входящей в структуру РЖД, с 5 июля между Новороссийском и Керчью начал курсировать грузопассажирский паром «Петербург». Но при наличии очередей на отправку в Крым, паром ходит с загрузкой 40-60%.
«Линия новая и о ней не знают, – прокомментировал ситуацию председатель совета директоров BFI Юрий Парфенов. – Кроме того, со стороны ЕТД идет явный бойкот загрузки автомобилей на наш паром».
Впрочем, к середине лета в Москве, наконец, заметили многокилометровые очереди в Крым. Премьер России Дмитрий Медведев дал поручение правительству о необходимости разгрузить движение на паромном маршруте между Краснодарским краем и Керчью всеми возможными способами. Какими именно пока не известно.
Единственный плюс от очередей – заполняемость курортов Керчи и Азовского побережья в Ленинском районе, которые раньше были последними в путевом листе курортников.
Предприниматели Западного берега Крыма научились использовать очереди на паром, развернув там рекламную компанию своих здравниц.
В летней столице Крыма – Ялте, не смотря ни на что, все по-прежнему дорого.
«У нас туристов меньше в три раза, чем в прошлые годы. Но они другие, не стандартные для Ялты. Приехали россияне с таким уровнем дохода, что задают очень высокие стандарты – селятся только в отелях и апартаментах. Они полностью заселили «Дражинку» (ул. Дражинского), а это самые дорогие номера в Ялте», – рассказал турагент Борис из Ялты.
Больше всего в индустрии гостеприимства страдают владельцы мини-отелей частные квартиросдатчики. В этом сезоне 80% крымских туристов располагаются в коллективных объектах размещения и только 20% в частном секторе, хотя еще год назад все было как раз наоборот. Правительство разработало адресную программу по заполняемости здравниц. Она сработала, хоть и на 41%. Частники остались со своей бедой наедине.
«У меня нет постояльцев, – рассказала «Новому Региону» квартиросдатчик Елена из Николаевки. – Такая же ситуация и у моих соседей. Единственно, у меня живут беженцы из Луганска. Я не беру с них плату, они платят только за коммунальные услуги. Иначе было бы совсем тяжело – у меня-то заработка нет».
В выгодном положении за счет бизнес-туристов оказались Симферополь и Севастополь. Благодаря делегациям федералов и командировочным, до отказа заполнены не только гостиницы двух главных городов Крымского федерального округа, но и частные квартиросдатчики.
«В Севастополе снять номер в гостинице довольно сложно. Особенно на какие-то праздники и торжественные даты: номеров нет вообще, забронировано все, – рассказала заместитель директора одной из туристических компаний Севастополя Наталья. – По большей части это не курортники и отдыхающие – это люди, которые приехали к нам с целью наладить деловые связи, открыть офисы, присмотреть и купить бизнес или недвижимость. И, конечно же, очень много делегаций».
«У нас живут прикомандированные в Крым госслужащие, силовики, банковские сотрудники. В среднем снимают жилье на месяц, бывает и на три месяца. Потом передают квартиры своим же коллегам, приехавшим им на смену», – поделилась частный предприниматель из Симферополя Надежда.
В целом представители турбизнеса расценивают нынешний курортный сезон как подготовительный. Завязываются новые контакты, заключаются договоры на сотрудничество в будущем, идет реорганизация санаторно-курортного сектора. Близкое общение с беженцами украинского Юго-Востока дало предпринимателем понимание, что их проблемы – это временные трудности.
«Все у нас хорошо – не стреляют, и, слава Богу», – говорят предприниматели.
Симферополь, Саша Бло
© 2014, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».