Минкрым обещает сделать полуостров «русским Кипром» Создание офшора в условиях санкций для крымских компаний – безумие, считают юристы
Министерство по делам Крыма обещает превратить полуостров в «цивилизованный офшор», соперник Кипру. Для этого Минкрым направил в правительство законопроект, который приравняет зарегистрированные на полуострове компании к иностранным резидентам. Это позволит российским фирмам пользоваться иностранным правом, что должно сделать максимально комфортным законодательство для резидентов Крыма. Красивая схема Минкрыма разбивается о санкции Европы и США против крымских компаний отмечают эксперты.
Для создания офшора необходимы два элемента – налоговые льготы и возможность применять иностранное право, отмечает газета «Ведомости». Параметры льгот уже разработаны, а каким образом в отдельно взятом регионе применять не- российское право, оставалось неясным – ранее сокрушались в Минэкономразвития. Таким образом, Минкрым предложил компромиссное решение.
Сейчас Гражданский кодекс (ГК) позволяет российским компаниям пользоваться иностранным правом, если контрагент по сделке или его мажоритарный акционер – иностранная компания либо продается зарубежный актив. Минкрым предлагает внести поправки в ГК, распространяющие эту норму не только на иностранных резидентов, но и на компании, зарегистрированные в Крыму.
Возражения к законопроекту нашлись у Госдумы. Председатель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников считает: «Такие поправки противоречили бы и самому ГК, и Конституции, которая предусматривает единое правовое пространство для всей страны». По мнению депутата, если позволить в полностью российских сделках применять международное частное право, это может развалить правовую систему страны.
Идея хорошая, но в контексте ситуации с санкциями выглядит безумно – отмечают юристы. Можно совершать сделки, основываясь на иностранном праве, но стороны используют иностранное право не в вакууме, а с привязкой к суду, который будет рассматривать спор. Поэтому российским судам будет трудно решать такие споры, можно использовать российские третейские суды или рассматривать эти споры за границей. При этом в условиях санкций непонятно, как договор, заключенный с крымской компанией может рассматриваться в суде страны, блокирующей деятельность данной компании. Кроме того, если государственные иностранные суды возьмутся рассматривать дело какой-либо крымской компании, это будет фактическим признанием Крыма частью России.
Выход – пользоваться услугами международных третейских судов, которые могут рассматривать дело лишь по существу спора. Однако по российскому праву не все споры можно передавать на рассмотрение третейских судов – надо вносить правки и в эти законы.
В Минкрыма возражают, что политические санкции и судебное делопроизводство – вещи не связанные друг с другом: «Это политики не признают, а не суды – есть контракт и контрактные обязательства».
© 2014, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».