AMP18+

Крым

/

Исход Турции из Крыма: отсутствие турецких помидоров лучше, чем присутствие турецких эмиссаров

Развитие отношений с Турцией принесло Крыму много минусов, но чтобы получить от разрыва плюсы, придется попотеть.

Как передает корреспондент NDNews.ru, российско-турецкий конфликт в местном преломлении с раскладкой на pro и contra рассмотрели в рамках

круглого стола «Россия – Турция: крымское измерение», состоявшегося в Симферополе.

По мнению директора департамента международной деятельности и информационной политики КФУ имени Вернадского Александра Форманчука, старая модель мироустройства больше не работает. Инцидент с российским сбитым боевым самолётом лишний раз говорит о том, что началась новая эпоха, и процесс формирования другой модели мира займёт длительное время. Противоречия между Россией и Турцией (а шире – между Россией и Западом), приведшие к острому конфликту, на самом деле давно нарастали. Турецкие имперские амбиции, пантюркизм, а в последнее время и панисламизм, распространявшиеся в том числе и на Крым, с некоторых пор вступили в непримиримое противоречие с интересами России.

Для крымчан эскалация конфликта, развил свою мысль Форманчук, имеет важное местное измерение, включающее несколько факторов: экономический, политико-идеологический, крымско-татарский. Последний будет актуализироваться заинтересованными сторонами, становиться предметом дебатов, дополнительно влиять на российско-турецкие отношения. До недавнего времени, в период развития экономического сотрудничества, крымско-татарский вопрос даже рассматривался некоторыми как потенциальная «площадка» для конструктивного диалога между Россией и Турцией. Сейчас его постараются использовать как дополнительный инструмент против России, считает Форманчук, поэтому нужно вести корректную разъяснительную работу среди мирно настроенного большинства, а задача силовиков – пресекать любые экстремистские действия радикалов, в том числе заезжих.

Доктор исторических наук Юрий Катунин напомнил об исторических притязаниях Турции на господство во всём тюркоязычном мире, заявив, что эти притязания усилились в последнее время. После распада СССР Турция оказывала огромное влияние на Крым, разрабатывались серьёзные программы, пропагандирующие пантюркизм и панисламизм, масса талантливой молодёжи обучалась в турецких образовательных учреждениях. «Цель – распространение в Крыму ислама ваххабитского и салафитского толка в ущерб мягкому традиционному крымско-татарскому и в перспективе – создание вокруг Севастополя «радикально-исламской дуги», – считает Катунин. – Сейчас, когда влияние Турции в Крыму сойдёт на нет, нам необходимо поддержать традиционный крымско-татарский ислам и начать давно назревший мирный межконфессиональный диалог».

Доктор географических наук Воронин отметил, что за 25 лет Турция сделала большой экономический скачок не без российской помощи. Сначала, во время массового челночного бизнеса 90-х, бурное развитие получила северная Турция. Позднее, за счёт российских туристов, разбогатела южная Турция. Но вот Крыму рассчитывать на «освободившихся» в ходе конфликта туристов не приходится: это на 95% самостоятельный обеспеченный турист, для которого сервис и «всё включено» на первом месте. «Наш же, крымский турист – это на 80% турист «профсоюзный», – считает Воронин. Поэтому предстоит огромная работа по развитию инфраструктуры и улучшению сервиса: нужно учиться цивилизованному подходу к туризму. Плюс ко всему, крымчанам следует измениться самим – уйти от расслабленности и местечкового снобизма.

Доктор исторических наук, востоковед Александр Айбабин добавил, что без крупных инвестиций и капитальных вложений, которые пойдут только в случае выделения государством больших площадей под строительство (как это практиковали турецкие власти в отношении нашего бизнеса), какое-то серьёзное развитие туриндустрия Крыма вряд ли получит. Необходимо также развивать «доступ» к памятникам природы и архитектуры, отметил Айбабин, уточнив, что должны появиться большие гостиницы с большими автостоянками и хорошие дороги к ним.

Но и надеяться лишь на крупные инвестиции тоже было бы неправильно, надо браться за любые проекты, которые окупаются и позволяют хотя бы поддерживать имеющуюся инфраструктуру в нормальном состоянии, поправил Форманчук.

Директор академии биоресурсов и природопользования КФУ имени Вернадского Сергей Додонов заявил, что заместить турецкие овощи Крыму вполне по силам. С фруктами уже сложнее: за один – два года с этим не управишься. Предстоит развитие питомников, закладка садов. Но проведённые исследования позволяют надеяться на положительные перспективы развития собственного садового и плодоовощного хозяйства.

Отвечая на вопрос: лучше будет Крыму после разрыва отношений с Турцией или хуже, ораторы пришли к общему мнению, что Крыму точно будет лучше с Россией, а конфликт с Турцией не навсегда. Но в сегодняшней политической ситуации, диалог невозможен.

Симферополь, Павел Никаноров

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Крым, Севастополь, Политика, Россия, Экономика,