Мало ли у Айвазовского «Кораблекрушений»! Украина обвинила Россию в распродаже крымской коллекции Айвазовского
Украина обвинила Россию в распродаже картин Айвазовского, хранящихся в феодосийском музейном фонде.
Как передает корреспондент NDNews, на летних «русских торгах» аукционного дома Christie's картина Ивана Айвазовского «Османская кофейня в лунном свете» сенсационно ушла с молотка за 194,5 тысяч фунтов. Одновременно были проданы еще два полотна кисти Айвазовского «Кораблекрушение» за 158,5 тысячи и «Вид на цитадель Саладина с берегов Нила» за 110,5 тысячи фунтов стерлингов соответственно.
Украинские СМИ тут же завили, что Россия распродает феодосийскую коллекцию – именно в Феодосии хранилась картина «Кораблекрушение», созданная Айвазовским в 1843 году (холст, масло, 116 на 189 см).
Директора Феодосийской картинной галереи Айвазовского Наталья Гайдук прокомментировала ситуацию довольно странным образом: «Я не видела картин, о которых идет речь. Если учесть, что темы четырех тысяч картин художника – это бушующие моря, шторма, бури, кораблекрушения, то картин под названием «Кораблекрушение» огромное количество. Конечно, речь не идет о картине из Феодосийской галереи. Наша коллекция – часть музейного фонда Российской федерации. Это просто невозможно», – цитируют Гайдук РИАК «Новости».
Феодосийская картинная галерея Ивана Айвазовского обладает наибольшим в мире собранием работ художника-мариниста. Большая их часть и- 416 полотен застрахована на более чем миллион евро. И директор галереи должна знать, какие картины находятся на хранении во вверенном ей учреждении и все ли они на месте. Однако заявление Гайдук позволяет заподозрить директора в том, что она не совсем владеет ситуацией.
Впрочем, к аукциону Christie's это не имеет отношения: проданное в Лондоне полотно имеет совсем другое изображение и датируется 1875 годом. При этом, согласно данным энциклопедии «Весь Айвазовский» Барсамова (известного знатока творчества Айвазовского, спасавшего его наследие во время Великой Отечественной войны), у художника нет картины 1875 года с таким названием. На каком этапе произошла нестыковка в названиях, датах, изображениях и что за картина ушла с молотка, сказать сложно.
«Когда работа поступает на аукцион, эксперты изучают не только саму картину, но и ее провенанс – историю написания, происхождения и владения. В случае с работами Айвазовского установить провенанс практически невозможно, потому что его художественное наследие составляет около 6 тысяч работ», – поясняет директор феодосийской галереи.
Севастополь, Елена Гаврина
© 2016, РИА «Новый День»