Жители Гурзуфа: Украина вела себя нагло, но нас хотя бы не выселяли А Россия просто глуха и беспощадна
Скандал в Гурзуфе, где МДЦ «Артек» забрал у муниципалитета 40 гектаров земли, оставив поселок, по сути, без доступа к морю, получил неожиданное продолжение: на оставшейся территории собираются создать одноименный туристический кластер.
Как передает корреспондент NDNew, кластер должен быть создан на отрезке побережья длиной около 1 километра. Какие объекты туда войдут – пока неизвестно. По некоторым данным, торговые точки и рестораны. Вот и все, что собираются предложить туристам в Гурзуфе. Даже пляжа толком не будет. Потому что самый лучший и самый популярный пляж у поселка забрал МДЦ «Артек». Незаконно. Но отдавать не хочет.
О том, что пляж «Гуровские камни» следует вернуть в муниципальную собственность, еще год назад заявил глава Крыма Сергей Аксенов: это необходимо для урегулирования конфликта и соблюдения конституционных прав жителей Гурзуфа. К аналогичному выводу пришла и межведомственная комиссия, которая сочла целесообразным не только оставить «Гуровские камни» жителям поселка, но и поддержать предложение разбить на прилегающей территории парковую зону. Однако заключения комиссии и рекомендации республиканского правительства федеральные чиновники видимо проигнорировали.
«Раньше мы могли свободно посещать любой парк в поселке: и санатория «Пушкино», и Минобороны (территория санатория «Гурзуфский» – прим. NDNews), и парки «Артека», – говорят местные жители. – А теперь нас никуда не пускают. Мы фактически лишены парковой зоны, у нас осталась одна дорога. И мы решили разбить свой парк. Парк Победы. Мы собрали почти 4 тысячи подписей в поддержку этого проекта. Если бы нас были свои парк и пляж, то нам не нужно было бы выпрашивать пропуска у «Артека» и санаториев, не нужно унижаться. Мы бы жили нормальной жизнью. Но Минобразования категорично дает понять: без парка и пляжа жителям Гурзуфа будет лучше».
Напомним, пляж «Гуровские камни» – на сегодняшний день, по сути, единственный общедоступный пляж Гурзуфа: на Чеховку можно попасть только через территорию музея Чехова – вход платный и пускают не всегда даже за деньги, у лодочной станции – с одной стороны техническая портовая зона – купаться там просто нельзя, с другой – два поселковых пляжа общей длиной 150 метров. Поэтому около 9 тысяч местных жителей, и многочисленные «дикие» туристы – а в разгар сезона население Гурзуфа увеличивается в разы – предпочитают отдыхать именно на «Гуровских камнях». Если пляж закроют (а местные власти уже заявили, что нынешний сезон – последний, потом доступ на пляж будет запрещен, территория перейдет в распоряжение «Артека»), то и местным, и туристам придется ходить до ближайшего общедоступного пляжа около трёх километров по узкому и извилистому шоссе с интенсивным движением. «Разве об удобствах и безопасности российских граждан, проживающих в посёлке, государство не обязано заботиться с таким же усердием, как и об удобствах и безопасности российских граждан, отдыхающих в «Артеке»? – спрашивают местные жители. – Кто тогда поедет отдыхать в Гурзуф, потерявший свой лучший общедоступный пляж? И как тогда выживать местному населению и малому бизнесу, единственный источник доходов которых – обслуживание курортников? Наконец, как быть старикам и ветеранам Гурзуфа, для многих из которых утрата «Гуровских камней» означает фактическое лишение моря вообще?»
Сейчас «Гуровские камни» как бы закрыты – пляж не получил допуска к работе, но люди там все равно купаются. В начале лета на пляже было очень грязно, не было ни одного туалета, говорят местные, к концу июля стало почище и туалет появился, правда, он чаще закрыт, поэтому все ходят в кусты. «Отдыхающих каждый день охрана по головам пересчитывает, наверное, хотят понять, будет социальный взрыв или нет, если пляж закроют».
Кстати, согласно Водному Кодексу России, полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования, и доступ к ней закрывать нельзя. То есть закрытие «Гуровский камней» – это прямое нарушение закона. Впрочем, и сам пляж перешел в собственность «Артека» – всего лишь на основании заявления директора, что эта территория всегда принадлежала МДЦ, да фальшивого документа, с помощью которого «Артек» пытался откусить эту территорию еще при Украине (причем, не получить в собственность – взять в аренду).
Мало того, что подлог раскрылся, так и действие фальшивки истекло еще до вхождения Крыма в состав России, но это не мешает чиновникам минобразования РФ и руководству «Артека» размахивать сфальсифицированной бумажкой всякой раз, когда речь заходит о законности их действий – других-то документов, подтверждающих права МДЦ на территорию, отобранную у Гурзуфа, у них нет.
На «Гуровских камнях» «Артек» намерен построить еще один лагерь – «Солнечный» – там уже ведутся изыскательские работы и завозятся стройматериалы. На пляже собираются возвести несколько небольших коттеджей, а выше – как раз там, где жители Гурзуфа хотели разбить свой парк, – большие корпуса и вспомогательные службы. Директор МДЦ Алексей Каспржак заявляет: он всего лишь пытается завершить проект архитектора Полянского, разработанного в 60-ые годы прошлого века. Тем более, что предполагается увеличить число отдыхающих детей в 2, 5 раза – с 4 тысяч до 10. Надо же их где-то размещать.
«Планы могут быть сколь угодно грандиозными. Завтра Каспржак скажет: я хочу 50 тысяч принимать, так нам всем переселяться что ли? – говорит Юрий Скорик, родившийся и выросший в Гурзуфе. – В советское время Гурзуф выдержал бы строительство не только этого, но еще и двух-трех лагерей, так как тогда руководство лагеря не отгораживалось от людей, оно допускало местных жителей – и детей, и взрослых к паркам, клубам, стадионам… Мы не испытывали дискомфорта – мы росли вместе с «Артеком». А сегодня они закрываются бетонным забором, уничтожая виды Гурзуфа, вырубая парки и заявляя, что именно этого хотел Полянский. Полянский хотел изуродовать Гурзуф? А может, он именно поэтому и не построил Солнечный, что понял – красота будет уничтожена, природе будет нанес урон?»
«Если действительно есть желание воплотить шикарные архитектурные проекты, так возродите дворец Суук-Су – это же шедевр, Ливадийский дворец и близко не стоит, – продолжает Юрий Скорик. – Или постройте замок искусств, который Шаляпин , собирался возвести на своей скале – это будет украшение не только Артека, но и всего Крыма.
Но «Артек» сегодня живет, как в вакууме. Он словно не замечает, что 50 лет прошло после задумки Полянского: уже все изменилось – и Гурзуф вырос, и люди достойны лучшей жизни. Поэтому они и стремились в Россию. Считали: Украина их не слышит, но Россия-то должна все понимать. А получается, что ни та сторона слушать не хотела, ни эта. Плюс ко всему всех хотят еще выселить».
«Артек» забрал 23 территории Гурзуфа, при этом 23 местных жителей – работники МДЦ, бывшие или настоящие. И просят они немного: всего-навсего пляж. Кстати, такая практика существует – Всероссийский детский центр «Орленок», занимающий территорию, аналогичную артековской и принимающий столько же детей, отдал местным жителям часть своих пляжей. Гурзуфцы тоже предлагали сервитут: взамен переданных МДЦ территорий поселку отдают часть Кипарисного лагеря с пляжем. И чиновники вроде бы согласились, но затем вопрос тихо «слили» – сейчас ни о каком сервитуте речи не идет.
«Это был бы замечательный подарок! Тем более, что «Артек» находится в поселке Гурзуф, а не наоборот. И многие из нас всю свою жизнь отдали «Артеку». Так неужели мы не заслужили, чтобы с нами считались? Чтобы наши интересы учитывались? – говорят местные жители. – Мы устали от беззакония Украины, и, два года назад, голосуя за вхождении в состав РФ, мы надеялись, что станем гражданами по-настоящему сильного и современного демократического государства, которое всей своей мощью гарантирует наши важнейшие права: право на жизнь, на собственность и на законность. А нас сгоняют с нашей же территории и заставляют жить в скотских условиях: вот вам 150 метров пляжа на всех, а парка вам и вовсе не положено. Мы чувствуем себя обманутыми. Нас предали…»
Симферополь – Гурзуф, Ольга Картошина, Платон Ефимчук, Лиана Макоба
© 2016, РИА «Новый День»