Промышленость без заводов, сады без полива, курорты без транспортной доступности: стратегия развития Западного Крыма оторвана от реальности
Властям Западного Крыма предложили развивать химическую промышленность, аграрный сектор и курорты. При этом Сакский химический завод подлежит рекультивации, воды для полива садов и виноградников нет, а путь к побережью похож на полосу препятствий.
Как передает корреспондент NDNews.ru, на «круглом столе» в Евпатории представители местных администраций обсуждали проект стратегии развития Республики Крым до 2030 года. Документ, который разработала московская фирма «Ки Партнер» за 9 млн руб, проходит обкатку во всех регионах полуострова и уже получил ряд критических замечаний от Симферополя и регионов Присивашья.
Власти Сакского региона, со своей стороны, были удивлены наличием в проекте химической промышленности – Сакский химический завод уже давно не работает, а его территория планируется под рекультивацию. «Развитие химической промышленности, указанное в стратегии, нас не устраивает, – подчеркнула замглавы Сакской горадминистрации Галина Ирхина. – Мы позиционируем себя как курортный регион, как часть большого курорта Западного Крыма». Глава администрации Сакского района Галина Мирошниченко также выступила против развития химической промышленности в регионе. «Химической промышленности не должно быть, это курортная зона, – отметила она. – Крым – это райский уголок, и всем нужно воздержаться от проектов, которые портят экологию». По словам Мирошниченко, Сакскому району излишне приписали развитие зерноводства. Почва региона пригодна для выращивания садов и виноградников. «Надо идти к тому, от чего ушли, и развивать курортную зону», – убеждена глава администрации.
Представитель администрации Раздольненского района Андрей Захаров добавил, что развитие аграрного сектора и курортных территорий требует обновления дорожной инфраструктуры. Железной дороги в регионе нет, а существующие автотрассы находятся в неудовлетворительном состоянии. «Мы оказались в глубинке, за курортником самые последние в очереди. И как развивать зоны отдыха без инфраструктуры, без железнодорожного и авиасообщения – не понятно», – отметил он. Захаров добавил, что весь Западный Крым является зоной рискованного земледелия. И для стабильного урожая, в первую очередь, нужно решить вопрос с искусственным орошением. «Все сельхозпроизводители переживают, говорят о страховании урожая, потому что таких осадков, которые были в прошлом и этом году, может уже и не быть. Это 1 га можно полить, но писать в стратегию 100 га – это очень рисковано», – уверен представитель района.
Глава администрации Черноморского района Людмила Глушко отметила, что в регионе не используется более 10 тыс га сельхозземель и приоритетные направления по их освоению власти на местах не определяют. «Виноградники и сады бывшего госпредприятия «Агрофирма Прибрежное», которое национализировано, не используются. Социальная инфраструктура поселений, завязанных на агрофирму, приходит в упадок. Надо либо передавать полномочия на места, либо республике определяться, как использовать землю», – указала Глушко. Она добавила, что создание туристического кластера в Оленевке неизбежно столкнется с необходимостью строительства железнодорожной ветки в регион и ремонтом существующей дороги Евпатория – Черноморское. Однако эти работы не запланированы ни в ФЦП, ни в программе развития дорожной сети республики. Кроме того, автобусное сообщение в регионе не налажено – водители отказываются ездить по бездорожью, а перевозчики не хотят брать невыгодные в межсезонье маршруты между селами.
Отметим, что проект стратегии развития Крыма до 2030 года должен определить векторы направления и драйверы роста экономики республики в условиях ограниченных энерго– и водных ресурсов, а также изменений транспортных потоков с северного на восточное направление. Готовую стратегию планируют утвердить к концу года и на ее основе разработать план мероприятий с привязкой к бюджетному финансированию.
Симферополь, Григорий Копанка
© 2016, РИА «Новый День»